4.1. Осуществление процедуры идентификации

Под процедурой идентификации понимается совокупность проводимых участником оборота ДМДК мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

Процедура идентификации осуществляется участником оборота ДМДК в отношении потенциального контрагента (клиента), с которым планируется осуществлять операции. Процедура идентификации проводится поставщиком ДМДК, скупщиком, комиссионером, агентом.

При сделках с физическими лицами идентификация потенциального контрагента (клиента) проводится во всех случаях, за исключением продажи ювелирного изделия из ДМДК физическому лицу на сумму, не превышающую 40 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентной 40 тыс. рублей за наличный расчет или 200 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентной 200 тыс. рублей, при оплате банковской картой.

При осуществлении процедуры идентификации контрагента (клиента) необходимо установить его идентификационные данные <3> и проверить:

--------------------------------

<3> Набор данных, подлежащих установлению при осуществлении процедуры идентификации, установлен требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 20 мая 2022 г. N 100.

актуальные сведения в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП);

наличие потенциального контрагента (клиента) в реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

наличие у потенциального контрагента (клиента) лицензии на скупку ювелирных и других изделий из ДМДК и лома таких изделий, и (или) на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов ДМДК (в случае, если коды согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности содержатся в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП потенциального контрагента (клиента);

наличие потенциального контрагента (клиента) в Перечнях и (или) решениях МВК;

наличие у потенциальных контрагентов (клиентов) регистрации, места жительства, фактического места нахождения и (или) счета в банке на территории Исламской Республики Иран и (или) Корейской Народно-Демократической Республики.

При осуществлении процедуры идентификации оценивается уровень риска потенциального контрагента (клиента) на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом необычных (подозрительных) операций и принятия мер по снижению рисков совершения клиентом необычных (подозрительных) операций, включенной в ПВК.

В целях определения уровня риска участник оборота ДМДК использует одну или совокупность следующих категорий рисков:

страновые риски - риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями (имеются сведения о высоком уровне коррупции либо о ненадлежащих системах ПОД/ФТ в стране, либо высокая террористическая активность, например, Кения, Боливия, Колумбия);

клиентские риски - риски, связанные с клиентами (сложная структура собственности (например, продолжительные "цепочки" взаимозависимых учредителей - юридических лиц), непродолжительный период работы (менее 1 года с даты государственной регистрации), число сотрудников или организационная структура не соответствуют размерам или характеру деятельности клиента (например, у организации много филиалов в разных городах при штатной численности 2 - 3 человека и др.).;

операционные риски - риски, связанные с продукцией (например, лом и отходы ДМ), услугами (например, комиссионер), каналами поставок и операциями (сделками), совершаемыми клиентом (например, трансграничные операции, операции, приводящие к возникновению крупных сумм наличности (скупка, заготовка лома ДМ), платежи, получаемые от несвязанных или неизвестных третьих сторон и др.).

Также участник оборота ДМДК может использовать дополнительные категории рисков.

Участник оборота ДМДК разрабатывает методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения клиента к группе риска, которая позволит на основании категорий рисков производить ранжирование потенциальных контрагентов (клиентов) по следующим уровням риска: высокий, средний, низкий.

Решение об отнесении потенциального контрагента (клиента) к определенному уровню риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученных участником оборота ДМДК сведений о потенциальном контрагенте (клиенте), представителе потенциального контрагента (клиента), выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых потенциальным контрагентом (клиентом) либо в интересах потенциального контрагента (клиента), и носит субъективно-оценочный характер <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 15(1) требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667.

В случае, если потенциальным контрагентом (клиентом) является организация, регистрация и (или) счета которой находятся в банке на территории Исламской Республики Иран и (или) Корейской Народно-Демократической Республики, то такому потенциальному контрагенту (клиенту) рекомендуется присваивать высокий уровень риска, вне зависимости от остальных категорий риска.

Если потенциальным контрагентом (клиентом) является публичное должностное лицо (может выявляться в розничной торговле), то ему рекомендуется присваивать средний уровень риска.

В случае присвоения потенциальному контрагенту (клиенту) высокого уровня риска участник оборота ДМДК дополнительно изучает сведения:

о деловой репутации контрагента (клиента);

об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента;

о финансовом положении.

При непредоставлении указанных сведений участник оборота ДМДК отказывает потенциальному контрагенту (клиенту) в заключении договора.

Решение о запросе дополнительных сведений в отношении потенциального контрагента (клиента), которому присвоен средний уровень риска, участником оборота ДМДК принимается самостоятельно.

В случае заключения договора с контрагентом (клиентом), которому присвоен высокий или средний уровень риска, участник оборота ДМДК уделяет особое внимание операциям, совершаемым с таким контрагентом (клиентом), на предмет их признания необычными (подозрительными) и информирования Росфинмониторинга.

По результатам осуществления процедуры идентификации потенциального контрагента (клиента) участником оборота ДМДК составляется анкета, ему присваивается определенный уровень риска и принимается решение о возможности или невозможности заключить договор. Решение об отказе в заключении договора принимает руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или специально уполномоченные ими лица (например СДЛ, руководитель филиала, бухгалтер, эксперт (в скупке), продавец в ювелирном магазине и т.д.).

На контрагента (клиента) участником оборота ДМДК формируется досье, в которое включается анкета и документы, полученные при осуществлении участником оборота ДМДК процедуры идентификации и обновлении сведений о нем. Участник оборота ДМДК хранит досье контрагента (клиента) не менее 5 лет со дня прекращения отношений с контрагентом (клиентом).

Участник оборота ДМДК обновляет информацию о контрагенте (клиенте) не реже 1 раза в 3 года (для контрагентов (клиентов), отнесенных к низкому уровню риска) или не реже 1 раза в 1 год (для остальных контрагентов (клиентов), а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение 7 рабочих дней, следующих за днем возникновения этих сомнений.

За непроведение участником оборота ДМДК процедуры идентификации или ненадлежащее проведение процедуры идентификации, несвоевременное обновление сведений о контрагентах (клиентах) предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц (СДЛ или руководителя юридического лица, если не назначено СДЛ) в размере от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) - от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.