См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Развитие института госпрограмм и проектных принципов управления

2021 год стал годом реформирования института госпрограмм, которое осуществлялось во взаимосвязи с утверждением Единого плана по достижению национальных целей развития.

Новая система управления госпрограммами (Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786) предусматривает их перевод на единые проектные принципы управления с повышением управленческой гибкости, совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития, цифровой формат взаимодействия. Усилены инструменты контроля и мониторинга, более четко разграничены полномочия участников, предусмотрен более гибкий формат и уровень принятия решений в зависимости от масштаба изменяемых параметров госпрограмм. Обновленные в соответствии с новой методологией госпрограммы были сформированы, утверждены и вступили в силу с 1 января 2022 года.

В части совершенствования управления госпрограммами обеспечены:

- обособление проектной и процессной деятельности, проведение детализации до конкретных, измеряемых результатов (мероприятий);

- упрощение формата и разграничение полномочий по управлению в зависимости от масштаба принимаемых решений;

- осуществление полного перевода процедур разработки и реализации госпрограмм и их структурных элементов в цифровой формат;

- координация достижения целей и приоритетов на федеральном и региональных уровнях за счет возможности заключения нефинансового соглашения, в котором фиксируется обязательство субъекта РФ по достижению значения показателя;

- предоставление возможности перераспределять бюджетные ассигнования в ходе исполнения бюджета (до 10% от общих бюджетных ассигнований) по согласованию со специальной парламентской комиссией.

- В части совершенствования проектного управления в целях повышения финансовой гибкости и оперативности управления, а также усиления координации целеполагания на федеральном и региональном уровнях произведено:

- уточнение критериев отнесения мероприятий и бюджетных расходов к проектным;

- определение подходов к формированию и реализации ведомственных проектов;

- обеспечение возможности помесячного планирования, мониторинга достижения показателей и финансового обеспечения национальных (федеральных) проектов;

- внедрение рабочих планов, предусматривающих детализацию всех результатов федеральных (региональных) проектов до конечных объектов и исполнителей;

- перевод отчетов о реализации региональных проектов в электронный формат;

- ограничение предельных сроков распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов (до 1 июня текущего года);

- обеспечение участия комиссий Государственного Совета в рассмотрении изменений национальных (федеральных) проектов, влияющих на показатели, результаты и параметры финансового обеспечения региональных проектов.

В целях обеспечения прозрачности реализации и мониторинга выполнения стратегических инициатив создана система обособленного учета бюджетных ассигнований на их финансовое обеспечение как отдельных федеральных проектов.

С учетом изменившихся в 2022 году геополитических и экономических условий упрощены отдельные процедуры управления госпрограммами и нацпроектами, в т.ч.:

- полномочия по принятию решений о корректировке параметров госпрограмм и проектов делегированы их кураторам и руководителям;

- переход на ежеквартальную отчетность с формированием на ежемесячной основе отдельных фактических данных в автоматическом режиме.