I. Понятие, признаки и формы документов разъяснительного характера

1. Для целей настоящих Методических рекомендаций под документом разъяснительного характера (далее также - Разъяснения) понимается документ, одновременно соответствующий следующим признакам:

- применим к сферам отношений, на которые распространяется Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ);

- выпущен (издан) федеральным органом исполнительной власти (при наличии территориальных органов центральным аппаратом), в том числе несколькими федеральными органами исполнительной власти совместно либо совместно с внебюджетными фондами;

- содержит разъяснения положений нормативных правовых актов и касается вопросов, связанных с применением актов в части толкования понятийного аппарата и (или) исполнения обязательных требований;

- рассчитан на неоднократное применение и в отношении неопределенного круга лиц;

- опубликован в официальном источнике <1> либо размещен на официальном сайте ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо направлен в форме рассылки по организациям (например, в шапке исходящего письма указано "Организациям", "Аккредитованным лицам" и т.д.) <2>.

--------------------------------

<1> Например, методические рекомендации, выпущенные Роспотребнадзором, опубликованы в "Бюллетене нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора".

<2> Данный признак не распространяется на документы, направленные в территориальные органы либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в рамках реализации переданных полномочий), указанные в пункте 1.1 Методических рекомендаций.

1.1. Под указанное понятие Разъяснений в том числе подпадают:

- документы, выпущенные (изданные) федеральными органами исполнительной власти и содержащие разъяснения для своих территориальных органов либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в рамках реализации переданных полномочий), в случае если они соответствуют определению Разъяснений, указанному в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций;

- ответы на запросы (обращения), разъясняющие применение обязательных требований, размещенные на официальном сайте ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1.2. С учетом указанных выше признаков Разъяснений для целей настоящих Методических рекомендаций не являются Разъяснениями:

- документы, содержащие рекомендации (предлагаемый алгоритм мероприятий) по развитию (функционированию) отдельных направлений либо сегментов отраслей экономики, в том числе находящихся в сфере ведения субъектов Российской Федерации (например, письмо Минпромторга России от 14 июля 2021 г. N ЕВ-59333/15 (по вопросам проведения в субъектах Российской Федерации ярмарок);

- официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации, выпускаемые Росстандартом.

1.3. Действующими Разъяснениями признаются не отмененные (не признанные утратившими силу) либо не отозванные документы.

2. На практике выпуск Разъяснений осуществляется в различных форматах, например в форматах писем (в том числе информационных и инструктивных писем), методических рекомендаций, разъяснений, рекомендаций, руководств, докладов, информационных сообщений и т.д. В ряде случаев Разъяснения утверждаются ведомственными актами (приказами либо распоряжениями).

2.1. На законодательном уровне выпуск (издание) Разъяснений предусмотрен в следующих форматах (в рамках сфер применения Закона N 247-ФЗ):

1) письменные разъяснения федеральных органов исполнительной власти, выпуск (издание) которых предусмотрен отраслевым законодательством, в том числе:

а) разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства (пункт 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон N 135-ФЗ);

б) рекомендации ФАС России по применению антимонопольного законодательства, подготовленные на основе анализа и обобщения правоприменительной практики (пункт 9 части 2 статьи 23 Закона N 135-ФЗ);

в) руководства по безопасности, содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению, утверждаемые Ростехнадзором (часть 5 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

г) методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека, утверждаемые Роспотребнадзором (абзац 3 части 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");

д) разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов, выпускаемые Минтрудом России, в случае если применение профессиональных стандартов является обязательным (абзац 3 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ);

е) рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утверждаемые Минтрудом России по согласованию с Роспотребнадзором с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абзац 3 статьи 218 ТК РФ);

ж) разъяснения, издаваемые в целях единообразного применения Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 2 указанного Федерального закона) (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1226 полномочием на издание разъяснений наделен Минздрав России, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также по согласованию с Минфином России в части вопросов, относящихся к его компетенции);

з) разъяснения, издаваемые в целях единообразного применения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 1.1 указанного Федерального закона) (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 826 полномочием на издание разъяснений наделен Минтруд России по согласованию с Минфином России в части финансового обеспечения расходов на выплату страхового обеспечения, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета);

и) разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выпускаемые Минфином России (абзац 2 части 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации");

к) разъяснения заинтересованным лицам по вопросам применения методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведение выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, выпускаемые Минэкономразвития России (пункт 15 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации");

л) руководства по аккредитации, обязательные для соблюдения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации, выпускаемые Росаккредитацией (часть 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации").

2) документы разъяснительного характера, предусмотренные Законом N 247-ФЗ:

а) официальные разъяснения обязательных требований, выпускаемые федеральными органами исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов;

б) руководства по соблюдению обязательных требований, выпускаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия по государственному контролю (надзору).

3) документы разъяснительного характера, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) <3>:

--------------------------------

<3> В случае, если такие документы соответствуют определению Разъяснений, указанному в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций.

а) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

б) письменные разъяснения, размещаемые на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в целях консультирования по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей.

4) ответы на обращения граждан, содержащие предложения, заявления или жалобы, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, размещенные на официальных сайтах государственных органов или органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

2.2. Выпуск (издание) Разъяснений может быть предусмотрен актами Правительства Российской Федерации, регулирующими конкретные сферы отношений, например:

а) разъяснения Росавиации по вопросам применения Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 (пункт 1.1.11 указанного постановления Правительства Российской Федерации);

б) разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)...", изданные Минтрудом России по согласованию с Минздравом России (пункт 8 указанного постановления Правительства Российской Федерации).

2.3. Выпуск (издание) Разъяснений федеральными органами исполнительной власти, содержащих разъяснения для <4>:

--------------------------------

<4> Такие Разъяснения подлежат инвентаризации в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящих Методических рекомендаций.

а) своих территориальных органов (на основании полномочий о методической поддержке, закрепленных в положениях о ведомстве и его территориальных органах);

б) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации переданных полномочий (на основании полномочий, предоставленных отраслевым федеральным законодательством).

2.4. На практике также встречаются случаи выпуска (издания) следующих Разъяснений:

а) письма, разъяснения, рекомендации и т.д., выпускаемые ведомствами при отсутствии соответствующих нормативно установленных полномочий, указанных в пунктах 2.1 - 2.3 настоящих Методических рекомендаций (включая документы, выпускаемые за подписями руководителей структурных подразделений ведомств);

б) разъяснения (информационные сообщения), не оформленные в виде писем, методических документов и т.д., размещенные на официальном сайте ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. С учетом изложенной выше информации для целей настоящих Методических рекомендаций Разъяснения подразделяются на:

1) Разъяснения, выпущенные (изданные) в соответствии с нормативно установленными полномочиями (пункты 2.1 - 2.3 настоящих Методических рекомендаций);

2) Разъяснения, выпущенные (изданные) при отсутствии нормативно установленных полномочий (пункт 2.4 настоящих Методических рекомендаций).