IV. Требования к архитектуре и элементам национальной сети ИТС

IV. Требования к архитектуре и элементам национальной

сети ИТС

Национальная сеть ИТС состоит из совокупности взаимосвязанных обеспечивающих и технологических элементов, объединенных соответственно в обеспечивающий и технологический сегменты, и представляет собой территориально-распределенный, информационно-технологический и аппаратно-программный комплекс, создаваемый и функционирующий по единым правилам в соответствии с межународными и национальными стандартами в сфере ИТС, и содержащая принципы и требования, определяющие правила проектирования и развития как отдельных элементов, так и национальной сети ИТС в целом.

Обеспечивающий сегмент национальной сети ИТС содержит следующие элементы:

а) "Регулирование в сфере ИТС"

Обеспечивающий элемент "Регулирование в сфере ИТС" представляет совокупность нормативных правовых, нормативно-технических, организационных, методологических документов, правил, требований, рекомендаций и национальных стандартов, регулирующих отношения органов и организаций государственного сектора, юридических и физических лиц в сфере ИТС, а также обеспечивающих деятельность участников национальной сети ИТС в обозначенной сфере, включая:

формирование правовых основ создания, развития и обеспечения функционирования национальной сети ИТС, в том числе в области информационной безопасности технологических элементов ИТС;

разработку положения о национальной сети ИТС и установление требований (правил) по присоединению ИТС, функционирующих на автомобильных дорогах общего пользования, к национальной сети ИТС;

установление порядка внутрисетевого и внешнего информационно-телекоммуникационного взаимодействия технологических элементов национальной сети ИТС и регламентация доступа внешних пользователей к ресурсам национальной сети ИТС;

разработку положения о федеральной платформе национальной сети ИТС, определяющего в том числе цели, задачи, правовой статус, функционал, базовую архитектуру федеральной платформы национальной сети ИТС;

установление правового статуса центра компетенции национальной сети ИТС, его полномочий и обязанностей;

правовую регламентацию порядка и критериев определения операторов федеральной платформы национальной сети ИТС и ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС, определение их полномочий и обязанностей;

определение базовой архитектуры ИТС и ее функционального наполнения, основанной на принципах постоянного развития технологий и стандартов;

определение правил и порядка разработки, внедрения и обеспечения функционирования технологических элементов национальной сети ИТС;

определение перечня сведений ограниченного распространения, доступ к которым может быть предоставлен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

установление требований к созданию и (или) управлению цифровыми сервисами и электронными услугами национальной сети ИТС в целях предоставления к ним доступа широкого круга потребителей на безвозмездной и (или) на коммерческой основе;

определение порядка и правил приведения существующих ИТС в соответствие с установленными требованиями, правилами и действующими национальными стандартами, в том числе в части обеспечения информационной безопасности.

Формирование нормативных правовых, нормативно-технических и методологических основ создания и обеспечения функционирования национальной сети ИТС должно быть обеспечено, в том числе посредством принятия новых и (или) внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, страхования рисков и гражданской ответственности, технического регулирования, включая технические регламенты Таможенного союза "О безопасности автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) и "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), обязательств Российской Федерации, принятых в рамках межправительственных соглашений в отношении деятельности, связанной с обеспечением функционирования международных транспортных коридоров, и иные вопросы в обозначенной сфере.

Определение и правовое закрепление базовых принципов присоединения ИТС, функционирующих на автомобильных дорогах общего пользования, к национальной сети ИТС является наиболее актуальной по приоритетности задачей в части нормативного правового регулирования вопросов формирования национальной сети ИТС и одним из основных базовых документов, регулирующих и обеспечивающих процесс формирования национальной сети ИТС.

Присоединение ИТС к национальной сети ИТС и их взаимодействие в составе национальной сети ИТС должно осуществляться с соблюдением требований, устанавливаемых правилами, утверждаемыми соответствующим нормативным правовым актом, на основании договора о присоединении ИТС к национальной сети ИТС (далее - договор о присоединении), заключенного между оператором федеральной платформы национальной сети ИТС и оператором (собственником) ИТС субъекта Российской Федерации и ИТС на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

Правила должны определять порядок присоединения ИТС к национальной сети ИТС и их взаимодействия с федеральной платформой национальной сети ИТС и другими ИТС, входящими в состав национальной сети ИТС, а также существенные условия присоединения и внутрисетевого и внешнего взаимодействия.

Договор о присоединении должен устанавливать права и обязанности оператора федеральной платформы национальной сети ИТС и операторов ИТС при присоединении ИТС к национальной сети ИТС и их дальнейшем взаимодействии, условия присоединения ИТС к национальной сети ИТС и их взаимодействия в унифицированных форматах.

Максимально высокий приоритет реализации в области технического регулирования создания и развития национальной сети ИТС должна иметь Перспективная программа стандартизации в сфере ИТС, предусматривающая подготовку проектов национальных стандартов, методик, регламентов, их гармонизацию с международными стандартами и техническими рекомендациями международных организаций в сфере ИТС.

б) "Центр компетенции национальной сети ИТС"

Обеспечивающий элемент "Центр компетенции национальной сети ИТС" создается для осуществления научно-технической и экспертно-методологической поддержки работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования национальной сети ИТС и входящих в ее состав обеспечивающих и технологических элементов, и должен выполнять следующие функции:

подготовка предложений и проектов документов нормативного правового, нормативно-технического, методологического и информационно-технологического характера, включая проекты требований, правил и рекомендаций для участников национальной сети ИТС по вопросам создания, развития и функционирования национальной сети ИТС и входящих в нее элементов;

формирование необходимых исследовательских компетенций, разработка специализированных программ и курсов дистанционного обучения в области ИТС, проведение информационно-разъяснительной и консультационно-методической работы на протяжении всего процесса создания и функционирования национальной сети ИТС;

организация на базе тестовых зон ИТС апробации технических и технологических решений в сфере ИТС на соответствие требованиям национальных стандартов, подготовка предложений по актуализации действующих и разработке новых национальных стандартов, формирование реестра оборудования, технологий и комплексных технологических решений в сфере ИТС, рекомендованных к применению;

организация и проведение работ по анализу, планированию, мониторингу и экспертизе отдельных мероприятий и проектов, реализуемых в сфере ИТС в субъектах Российской Федерации и на федеральных дорогах общего пользования в рамках формирования и развития национальной сети ИТС, в том числе мониторинг и анализ инцидентов, возникающих в ходе создания и (или) обеспечения функционирования национальной сети ИТС;

обеспечение межгосударственного взаимодействия по вопросам нормативного правового и нормативно-технического регулирования в сфере развития ИТС, включая вопросы гармонизации национальных стандартов, интероперабельности используемых оборудования и технологий при создании ИТС, решений в сфере кибербезопасности ИТС, а также по вопросам организационной, правовой и информационно-технологической поддержки инфраструктуры международных транспортных коридоров;

выполнение экспертно-аналитических работ в области перспективного развития ИТС, подготовка аналитических и прогнозных материалов по ключевым тематикам.

в) "Тестовые зоны ИТС"

Обеспечивающий элемент "Тестовые зоны ИТС" - это интегрированный комплекс исследовательских лабораторий, участков дорог, сооружений, зданий и устройств, цифровых сервисных и эталонных платформ, дающий возможность проводить необходимые виды профильных и комплексных испытаний функционально-технологических элементов ИТС и их взаимодействия, включая применяемые для их создания аппаратно-программные решения и специализированное периферийное оборудование, в условиях, гарантирующих сопоставимость результатов, полученных в разное время и обеспечивающих отсутствие помех и безопасность испытаний.

Целью создания тестовых зон ИТС является научно-техническая и экспериментально-технологическая поддержка процессов разработки и формирования нормативно-технического и методологического обеспечения в сфере развития ИТС.

Назначение тестовых зон ИТС:

экспериментальная отработка, обоснование и подтверждение нормируемых параметров компонентов и оборудования ИТС, закладываемых в проекты национальных стандартов в сфере развития ИТС;

испытания образцов оборудования и компонентов ИТС с целью выявления наиболее перспективных по характеристикам технических и технологических решений.

Основные принципы построения тестовых зон ИТС:

конструктивные и функциональные элементы тестовых зон ИТС должны рассматриваться как единая система, ориентированная на достижение цели испытаний ИТС;

инфраструктурные и функциональные компоненты тестовых зон ИТС должны соответствовать или превышать требования национальных стандартов, действующей нормативно-правовой и нормативно-технической базе Российской Федерации.

Возможности тестовых зон ИТС должны использоваться в механизме реализации пилотных проектов в сфере ИТС совместно с зонами опытной эксплуатации внедряемых технологий и комплексных технологических решений ИТС в целях снижения проектных рисков и повышения эффективности реализации проектов внедрения.

г) "Кадровое обеспечение в сфере ИТС"

Обеспечивающий элемент "Кадровое обеспечение в сфере ИТС" - это комплексная система обучения и (или) профессиональной переподготовки, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, пользователей и профильных специалистов в сфере создания, использования и обеспечения функционирования ИТС.

В целях успешной реализации настоящей Концепции с учетом роста активности работ по цифровизации транспортного комплекса Российской Федерации в рамках данного направления должны быть предусмотрены и реализованы мероприятия, обеспечивающие комплексную базовую "цифровую" подготовку, включая сферу ИТС, пользователей и специалистов дорожной отрасли по следующим тематикам:

формирование базы знаний в сфере цифровых технологий, ориентированных на использование в составе ИТС дорожно-транспортного комплекса;

создание виртуальных учебных площадок на базе тестовых зон ИТС и (или) функционирующих в режиме промышленной эксплуатации ИТС для проведения практического курса обучения пользователей и профильных специалистов в целях получения практических навыков работы в среде ИТС;

формирование системы взаимодействия с образовательными организациями для подготовки кадров по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, необходимым для реализации положений настоящей Концепции, разработка образовательных программ и систем мотивации специалистов для привлечения на работу в дорожно-транспортный комплекс по направлению ИТС;

развитие системы непрерывного дополнительного профессионального образования работников дорожно-транспортного комплекса, а также субсидирование прохождения профильными специалистами программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, формирование продвинутых цифровых навыков профильных специалистов по направлению ИТС;

организация учебно-методического центра дистанционного обучения на базе Центра компетенции национальной сети ИТС, разработка совместных образовательных программ с ведущими технологическими компаниями и организациями, работающими в сфере дорожного хозяйства, для подготовки специалистов, владеющих комплексными компетенциями в сфере управления дорожно-транспортным комплексом, транспортного планирования, организации и безопасности дорожного движения, цифровых технологий в сфере ИТС;

создание и реализация механизмов консультационной, методической и экспертной поддержки работников дорожного хозяйства по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса, включая формирование новых компетенций с учетом внедрения и использования информационных и телематических технологий, технологий промышленного интернета вещей, обработки и анализа больших данных, систем моделирования, нейронных сетей, искусственного интеллекта и технологий облачных вычислений.

Выполнение данных мероприятий в рамках реализации настоящей Концепции позволит существенно снизить существующий в настоящее время, особенно в субъектах Российской Федерации, кадровый дефицит и обеспечить эффективную кадровую поддержку реализации настоящей Концепции как составной части цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса.

Технологический сегмент национальной сети ИТС содержит следующие элементы:

а) "Федеральная платформа национальной сети ИТС"

Технологический элемент "Федеральная платформа национальной сети ИТС" - это цифровая платформа, реализованная как открытая аппаратно-программная среда, которая обеспечивает интеграцию технологических элементов национальной сети ИТС, их данные, сервисы и ресурсы в единую сетевую модель и выполняет роль интеллектуального ядра распределенных процессов управления, гарантируя архитектурное единство и совместимость (интероперабельность) технологических элементов национальной сети ИТС.

Главные задачи федеральной платформы национальной сети ИТС заключаются в следующем:

объединение всех технологических элементов национальной сети ИТС в единое сетевое коммуникационное пространство;

обеспечение формирования единой информационной и семантической среды, унификации интерфейсов доступа, совместимости технологических элементов национальной сети ИТС по форматам взаимодействия;

обеспечение кооперации и координации функционирования и информационно-технологического взаимодействия в режиме реального времени ИТС автомобильных дорог общего пользования федерального значения и ИТС субъектов Российской Федерации;

- обеспечение формирования условий для разработки и поддержки базовых цифровых сервисов (системных, прикладных и сервисов доступа) для поддержки сетевой коммуникационной среды, решения прикладных задач в части статистической и аналитической обработки информации и организации внешнего информационного взаимодействия;

- обеспечение выполнения требований действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере информационной безопасности при создании и функционировании федеральной платформы национальной сети ИТС;

- обеспечение реализации базовых функций безопасности национальной сети ИТС в части сетевой коммуникационной среды и внешнего информационного взаимодействия.

При этом решаемые федеральной платформой национальной сети ИТС задачи не должны нарушать работу ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС в качестве технологических элементов, их внутреннюю структуру, функции, а также затрагивать конфиденциальные данные и знания, формируемые в процессе работы.

Федеральная платформа национальной сети ИТС должна обеспечивать следующую базовую функциональность:

информационную поддержку принятия стратегических и управленческих решений в дорожно-транспортной сфере на уровне Российской Федерации посредством аналитической обработки данных, получаемых от ИТС, включенных в состав национальной сети ИТС;

формирование сводной статистической отчетности и расчет прогнозных показателей функционирования и развития дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации в части развития и эффективности интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры;

обеспечение межведомственного и межгосударственного информационно-телекоммуникационного взаимодействия национальной сети ИТС на уровне федеральной платформы национальной сети ИТС и на уровне ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС;

предоставление справочной и мониторинговой информации об условиях дорожного движения, загруженности дорог, сведений, касающихся организации мультимодальных перевозок и формирования транспортных логистических цепочек;

в случае необходимости обеспечение возможности консультативной помощи и экспертной поддержки федеральных органов исполнительной власти в решении возникающих проблем, связанных с функционированием дорожно-транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации или на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;

обеспечение онлайн-доступа к внешним источникам информации участников национальной сети ИТС, а также к облачным ресурсам и цифровым сервисам федеральной платформы национальной сети ИТС для внешних пользователей;

управление доступом к цифровым сервисам федеральной платформы национальной сети ИТС, включая разграничение доступа к отдельным данным, соблюдение иных ограничений, обусловленных политикой обеспечения информационной безопасности в соответствии с уровнем доступа участника национальной сети ИТС;

обеспечение возможности использования федеральной платформы национальной сети ИТС в качестве единой точки входа в национальную сеть ИТС;

обеспечение возможности идентификации, аутентификации и авторизации внешних пользователей и участников национальной сети ИТС с использованием ЕСИА и (или) сертификата ключа электронной подписи;

обеспечение возможности придания передаваемой информации юридической значимости с применением средств электронной подписи;

мониторинг и технологический контроль функционирования и безопасности технологических элементов национальной сети ИТС;

ведение модели национальной сети ИТС, включая описание состава, структуры и взаимосвязей элементов национальной сети ИТС, участников национальной сети ИТС, разработчиков и пользователей, обеспечение поддержки ретроспективы изменений и версионности модели;

реализация облачных решений в части интеграционной платформы и подсистем ИТС на ресурсах федеральной платформы национальной сети ИТС в целях оптимизации сроков и ресурсов реализации региональных проектов создания и развития ИТС;

создание витрин данных для доступа посредством сети "Интернет" и мобильных платформенных решений в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

б) "Интеллектуальные транспортные системы"

Архитектура ИТС в составе технологического элемента "Интеллектуальные транспортные системы", объединяющего ИТС автомобильных дорог общего пользования федерального значения и ИТС субъектов Российской Федерации, должна включать в себя следующие уровни:

интеграционная платформа ИТС (с возможностью реализации территориально-распределенной конфигурации);

комплексные подсистемы ИТС;

инструментальные подсистемы ИТС;

периферийное оборудование;

телекоммуникационная инфраструктура;

решения, в том числе аппаратно-программные, в части информационной безопасности и отказоустойчивости ИТС.

В рамках интеграционной платформы ИТС должны быть консолидированы все внедренные в рамках субъекта Российской Федерации или автомобильной дороги общего пользования федерального значения комплексные, инструментальные подсистемы и отдельные компоненты ИТС, включая унаследованные, используемые на отдельных участках автомобильных дорог общего пользования, крупных инженерных объектах дорожно-транспортной инфраструктуры (тоннели, мосты, парковки и другие) и работающие до присоединения к национальной сети ИТС автономно, без привязки к интеграционной платформе ИТС.

Интеграционная платформа ИТС, согласно типовой архитектуре ИТС, должна в обязательном порядке включать средства оперативной поддержки принятия управленческих решений на уровне субъекта Российской Федерации или федеральной автомобильной дороги общего пользования на основе аналитической обработки первичной информации, получаемой от периферийного оборудования инструментальных подсистем ИТС, а также набор подсистем и цифровых сервисов, расширяющих функциональность интеграционной платформы ИТС с учетом потребностей и возможностей заказчика.

Присоединение ИТС автомобильных дорог общего пользования федерального значения и ИТС субъектов Российской Федерации к национальной сети ИТС осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке соответствующим нормативным правовым актом Правилами присоединения ИТС автомобильных дорог общего пользования федерального значения и ИТС субъектов Российской Федерации к национальной сети ИТС и их взаимодействия (далее - Правила присоединения) посредством использования специального шлюза, обеспечивающего привязку интеграционной платформы ИТС к федеральной платформе национальной сети ИТС и коммуникационной среде национальной сети ИТС с учетом требований по информационной безопасности и совместимости.

в) "Коммуникационная среда национальной сети ИТС"

Технологический элемент "Коммуникационная среда национальной сети ИТС" - аппаратно-программные средства информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения информационной безопасности национальной сети ИТС, осуществляющие внутрисетевой обмен данными и взаимодействие с внешней средой.

Наиболее высокие требования в части безопасности, надежности и скорости передачи информации предъявляются к характеристикам коммуникационной среды ИТС, обеспечивающей обмен данными с периферийным оборудованием. Данная коммуникационная среда должна отвечать и другим требованиям, учитывая неограниченное количество взаимодействующих субъектов и высокую загрузку трафика в единицу времени, что требует создания собственной высокоскоростной и высоконадежной коммуникационной среды.

Коммуникационная среда, обеспечивающая взаимодействие между технологическими элементами национальной сети ИТС (федеральная платформа национальной сети ИТС, ИТС субъектов Российской Федерации и ИТС автомобильных дорог общего пользования федерального значения) и их взаимодействие с внешней средой, требования к характеристикам которой существенно ниже коммуникационной среды ИТС, должна строиться с учетом возможности применения услуг операторов связи.

В составе интегрированной коммуникационной среды ИТС используются услуги систем координатно-временного и навигационного обеспечения, включая спутниковые системы и станции дифференциальной корректировки сигнала ГНСС ГЛОНАСС, осуществляющие передачу телеметрических данных, используемых в цифровых сервисах и электронных услугах, предоставляемых ИТС.