I. Общие положения

Концепция создания и функционирования в Российской Федерации национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования разработана в соответствии с целями и задачами по инновационному развитию и цифровой трансформации транспортного комплекса Российской Федерации, установленными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3744-р об утверждении Стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года и паспортом федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" (одобрен протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные качественные дороги" от 29 декабря 2020 г. N 15), и направлена на решение задач по переходу к инновационной модели развития дорожной отрасли на основе цифровых технологий и платформенных решений в части формирования интеллектуальной дорожной инфраструктуры, внедрения на автомобильных дорогах общего пользования интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС).

Концепция определяет цели, задачи, принципы и приоритетные направления создания и функционирования в Российской Федерации национальной сети ИТС на автомобильных дорогах общего пользования (далее - национальная сеть ИТС), основные составляющие ее элементы и порядок формирования на их основе национальной сети ИТС, включая предварительную оценку ожидаемых результатов формирования и использования национальной сети ИТС.

Национальная сеть ИТС представляет собой территориально-распределенную систему, объединяющую на принципе присоединения с сохранением организационной и функционально-технологической независимости создания и функционирования, ИТС субъектов Российской Федерации, ИТС автомобильных дорог общего пользования федерального значения и федеральную платформу национальной сети ИТС в единую сеть с оптимизированной топологией и единым планом развития, обеспечивающую достижение целей и выполнение задач, определенных в настоящей Концепции.

Национальная сеть ИТС призвана обеспечить на инновационной основе решение задач в области безопасности и оптимизации дорожного движения транспортных средств.

Понятия, используемые в Концепции:

1) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

2) дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

3) участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

4) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

5) безопасный город - это интегрированная информационно-управляющая система, включающая в себя совокупность взаимодействующих информационных систем органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающих на территории крупного населенного пункта или в целом субъекта Российской Федерации задачи мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

6) интеллектуальная транспортная система - система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления дорожно-транспортным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта;

7) интернет вещей - концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека;

8) интеграционная платформа ИТС - информационно-коммуникационная надстройка в виде программного обеспечения, которая обеспечивает управление всеми комплексными и инструментальными подсистемами ИТС и взаимодействие с внешними информационными системами;

9) инфраструктура электронного правительства - совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций в электронной форме взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц;

10) международный транспортный коридор (МТК) - это часть национальной или международной транспортной системы, включающая различные виды транспорта, работающие на одном направлении, с учетом стратегических грузо- и пассажиропотоков при развитой транспортной инфраструктуре международного класса с унифицированными требованиями к технике, технологии, информации и правовым взаимоотношениям;

11) национальная сеть ИТС на автомобильных дорогах общего пользования - территориально-распределенная система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового, нормативно-правового и нормативно-технического характера, объединяющая действующие и создаваемые по единым правилам интеллектуальные транспортные системы в единую сеть с оптимизированной топологией и единым планом развития, обеспечивающая достижение целей и выполнение задач, определенных в Концепции;

12) органы и организации государственного сектора - органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и иные организации, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления в установленной сфере деятельности;

13) периферийное оборудование ИТС - элемент подсистемы ИТС, расположенный на автомобильной дороге, транспортном средстве или транспортном оборудовании;

14) единая система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, позволяющая органам и организациям осуществлять информационный обмен на основе унифицированных правил взаимодействия между информационными системами органов и организаций, а также обеспечивать единый технологический способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений в соответствии с зарегистрированными форматами передаваемых сведений и единый технологический способ предоставления данных из информационных систем органов и организаций посредством исполнения зарегистрированных запросов к витринам данных и фиксацию фактов движения электронных сообщений в системе взаимодействия;

15) единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) - федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах;

16) сфера ИТС - область деятельности, связанная с созданием, развитием и обеспечением функционирования ИТС;

17) тестовая эксплуатационная зона ИТС (далее - тестовая зона ИТС) - интегрированный комплекс, включающий в себя участки дорог, сооружения, здания и устройства, цифровые сервисные и эталонные платформы, дающий возможность проводить необходимые виды испытаний компонентов интеллектуальных транспортных систем;

18) технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта;

19) умный город - градостроительная концепция и модель развития города, использующая информационно-коммуникационные технологии и интернет вещей для создания интеллектуальной городской инфраструктуры, достижения удобств общественных услуг, эффективности общественного менеджмента и пригодности внешней среды для проживания;

20) участники национальной сети ИТС - органы (организации) государственного сектора, наделенные полномочиями заказчика, координатора и регулятора создания и (или) функционирования отдельных элементов и национальной сети ИТС в целом, оператор федеральной платформы национальной сети ИТС и операторы ИТС, присоединенных к национальной сети ИТС в качестве ее элементов; центр компетенции национальной сети ИТС; пользователи (бенефициары) национальной сети ИТС;

21) федеральная платформа национальной сети ИТС - цифровая платформа, реализующая функции сбора и анализа сведений о функционировании национальной сети ИТС и входящих в ее состав отдельных технологических элементов, "бесшовную" интеграцию ИТС на межрегиональном и межгосударственном уровнях и информационную поддержку управленческих решений по вопросам функционирования и развития дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации;

22) цифровая платформа - система алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений значимого количества независимых участников отрасли экономики (или сферы деятельности), осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения пакета цифровых технологий работы с данными и изменения системы разделения труда.