II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Структура и объем образовательной программы (таблица N 1) включает:

дисциплины (модули);

практику;

государственную итоговую аттестацию.

Таблица N 1

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы

Объем образовательной программы, квалификация "Воспитатель детей дошкольного возраста", в академических часах

Объем образовательной программы, квалификация "Воспитатель детей дошкольного возраста в полилингвальной образовательной среде" в академических часах

Дисциплины (модули)

Не менее 2052

Не менее 2340

Практика

Не менее 900

Не менее 1044

Государственная итоговая аттестация

216

216

Общий объем образовательной программы:

на базе среднего общего образования

4464

4464

на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

5940

5940

2.2. Образовательная программа включает:

социально-гуманитарный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл.

2.3. В рамках образовательной программы выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО. Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы по квалификации "Воспитатель детей дошкольного возраста", и не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы по квалификации "Воспитатель детей дошкольного возраста в полилингвальной образовательной среде".

Вариативная часть образовательной программы объемом не менее 30 процентов от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы по квалификации "Воспитатель детей дошкольного возраста" и не менее 20 процентов от общего объема времени по квалификации "Воспитатель детей дошкольного возраста в полилингвальной образовательной среде". Вариативная часть образовательной программы дает возможность дальнейшего развития общих и профессиональных компетенций за счет расширения видов деятельности, введения дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований цифровой экономики. Конкретное соотношение обязательной и вариативной частей образовательной программы, объемные параметры циклов и практики образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

2.4. Образовательная программа разрабатывается образовательной организацией в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей ПООП и предполагает освоение следующих видов деятельности:

а) для квалификации "воспитатель детей дошкольного возраста":

организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста;

организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации;

организация процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО);

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей;

организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития (направления по выбору: ритмика и основы хореографии, изобразительное искусство, конструктивно-модельная деятельность) (по выбору);

организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области физического развития (по выбору);

организация образовательного процесса в группах детей раннего возраста (по выбору).

б) для квалификации "воспитатель детей дошкольного возраста в полилингвальной образовательной среде":

организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста;

организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации на государственном языке (государственном языке Российской Федерации, государственном языке республики в составе Российской Федерации);

организация процесса обучения по образовательным программам дошкольного образования и парциальным программам, направленным на освоение государственного языка (государственного языка Российской Федерации, государственного языка республики в составе Российской Федерации) детьми раннего и дошкольного возраста;

организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей.

2.5. Образовательная организация при необходимости самостоятельно формирует виды деятельности в дополнение к видам деятельности, указанным в пункте 2.4 ФГОС СПО, в рамках вариативной части.

2.6. При освоении социально-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов (далее - учебные циклы) выделяется объем учебных занятий, практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы.

На проведение учебных занятий и практики должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения, не менее 25 процентов - в очно-заочной форме обучения, не менее 10 процентов - в заочной форме обучения.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.

2.7. Обязательная часть социально-гуманитарного цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "История России", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Безопасность жизнедеятельности", "Физическая культура", "Основы финансовой грамотности".

Общий объем дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в очной форме обучения не может быть менее 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - не менее 48 академических часов; для подгрупп девушек это время может быть использовано на освоение основ медицинских знаний.

Дисциплина "Физическая культура" должна способствовать формированию физической культуры выпускника и способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовке к профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний.

Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.

2.8. Обязательная часть общепрофессионального цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога", "Основы педагогики", "Основы психологии", "Возрастная анатомия, физиология и гигиена", "Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере", "Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности", "Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями", "Основы возрастной и педагогической психологии", "Детская психология", "Дошкольная педагогика".

Для квалификации "Воспитатель детей дошкольного возраста в полилингвальной образовательной среде" дополнительно: "Практикум по фонетике (иностранного) языка"; "Практикум по грамматике (иностранного) языка"; "Практический курс (иностранного) языка", "Детская художественная литература с практикумом выразительному чтению"; "Русский (Родной) язык и культура профессиональной коммуникации".

2.9. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с видами деятельности, предусмотренными пунктом 2.4 ФГОС СПО, а также дополнительными видами деятельности, сформированными образовательной организацией самостоятельно. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, которые устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПООП. Рекомендуемый объем профессионального модуля составляет не менее 4 зачетных единиц.

2.10. Практика входит в профессиональный цикл и имеет следующие виды - учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки. Учебная и производственная практики реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с учебными занятиями. Типы практики устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ПООП.

2.11. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.12. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).

2.13. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.1 ФГОС СПО.