4.1. Технология искусственного интеллекта

Данная инновационная технология может стать основой для:

- сервисов, обеспечивающих проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся по ДПП;

- адаптивных систем обучения, автоматически настраивающихся на индивидуальные образовательные маршруты обучающегося и учитывать другие особенности конкретного обучающегося;

- конструирования модели электронных консультантов в помощь обучающимся при выполнении заданий, предусмотренных ДПП.

Технология искусственного интеллекта предполагает умную персонализацию обучения в 3-х сферах:

- "умная педагогическая модель" (эффективные модели обучения по ДПП): например, использование подсказок, интерактивных wikihow, которое окажут помощь обучающемуся по ДПП разобраться с новыми знаниями, отработать умения, выполняя интерактивные задания; конструирование заданий для проверки и мониторинга обучения по ДПП;

- "умная среда обучения" (визуализация и интерактивизация предмета изучения) состоит из элементов, способствующих формированию/совершенствованию навыков критического мышления, анализа, систематизации и применения различных подходов к решению проблем - метакомпетенций, обозначенных в ДПП;

- "модель обучающегося" (занимает ключевую роль в образовательной среде) включает такие компоненты как: предыдущие достижения и трудности, дефициты обучающегося, его эмоциональное состояние и мотивированность включения в обучение по ДПП.

Технологические решения искусственного интеллекта (в сочетании с другими технологическими решениями), обладающие обучающимся потенциалом, могут быть сфокусированы вокруг решения следующих прикладных задач при реализации ДПП:

- использование технологии для создания "обучающих помощников", которые при необходимости смогут оказывать обучающемуся по ДПП профессиональную помощь оперативную в форме виртуальных (электронных) консультаций;

- биометрия. Технология искусственного интеллекта может быть использована для решения вопросов идентификации и аутентификации при выполнении обучающимися аттестационных заданий в ходе обучения по ДПП в цифровой системе обучения; для сбора неструктурированных данных для последующей обработки и интерпретации таких как разработанные обучающимися образовательные продукты, которые можно применить на практике или образовательные продукты в рамках выполнения лабораторных работ в цифровой образовательной среде и т.п.;

- речевые технологии. Технология искусственного интеллекта может использоваться для: алгоритмизации простых коммуникаций в отношении к образовательной деятельности в системах (подсказки и навигация по теоретическому материалу и индивидуальным образовательным маршрутам); голосового управления учебными устройствами и материалами, перевода речи из письменной в устную и обратно, для анализа содержания устных и письменных текстов и др.;

- рекомендательные системы. Технология искусственного интеллекта может использоваться для выявления скрытых закономерностей обучения: по каким направлениям, темам требуется совершенствования ДПП, ориентированных на персонализацию и индивидуализацию; корректировка содержания практических заданий, заданий для самостоятельной работы подбора влияющих компонент эффективности образовательной деятельности, логистики индивидуального расписания (индивидуального образовательного маршрута), ряда других;

- компьютерное зрение. Технология искусственного интеллекта может быть использована для проведения практических работ в рамках ДПП как "лабораторное оборудование", показывающее невидимые глазу явления, решения логистических задач; оценивания/проверки работ текущей, промежуточной, итоговой аттестации; идентификации степени оригинальности выполненных аттестационных работ и др.

Технологию искусственного интеллекта можно использовать не только для контроля, но и

- при обучении группами (набор групп обучающихся с одинаковым уровнем знаний и умений на входе обучения по ДПП);

- анализировать содержание дискуссии в ходе реализации ДПП и обозначать моменты, когда обучающиеся отходят от темы.

Таким образом, технологию искусственного интеллекта можно активно применять при реализации ДПП, поскольку основное преимущество применения технологии искусственного интеллекта - персонализация обучения.