4.2. Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности

4.2. Технологии виртуальной,

дополненной и смешанной реальности

Данные инновационные технологии позволяют конструировать цифровые и экранные (наглядные, в том числе пространственные) модели объектов, обеспечивая

- создание мотивирующего игрового и реалистичного антуража на этапах освоения, закрепления и контроля изучаемого материала в рамках ДПП;

- возможности для изучения невидимых, микро- и макрообъектов и виртуального экспериментирования с ними;

- способность существенного обогащения образовательной деятельности в рамках ДПП;

- визуализацию и достройку необходимых элементов, которые могут выступать в качестве конструктора и материала для творчества, проявления креативности, а также получения знаний, например, протекания физических и химических процессов;

- наглядность, интерактив ДПП, в связи с чем повышается мотивация обучающихся к изучению содержания реализуемой ДПП, тем самым оказывается положительное влияние на итоговые результаты обучающихся по ДПП;

- использование инструментов цифровой визуализации - построение интеллект-карт; VR-очки, шлем-дисплей; VR-360 - единство пространства и времени дают обучающемуся не только эффект полного присутствия, но и ощущение сопричастности, так как видео-360 расширяет угол обзора до сферического; в результате обучающийся по ДПП имеет возможность "посмотреть по сторонам", рассмотреть объекты, которые находятся впереди и за ним и т.д.

AR (augmentedreality) дополненная реальность - это технология внесения в поле человеческого восприятия виртуальной информации, которая воспринимается человеком как часть окружающего мира. Дополненная реальность предполагает, что используемый обучающимся гаджет накладывает дополнительные слои на реальный окружающий мир. Смартфон через встроенную камеру может показывать обучающемуся окружающий мир, как он есть, но, кроме этого, в нем к реальным объектам могут быть привязаны еще и виртуальные сущности.

VR (virtualreality) виртуальная реальность - трехмерная среда, которая создается с помощью компьютера и воссоздает физическое присутствие обучающегося в точках виртуального мира. Обучающийся может взаимодействовать с этой виртуальной реальностью.

MR (mixed reality) смешанная реальность - это окружение, которое создается с привязкой к положению в реальном мире, то есть организуется сосуществование реальных и виртуальных объектов в рамках конкретных тем реализуемой ДПП.

Технологические решения технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (в сочетании с другими технологическими решениями), обладающие обучающимся потенциалом, могут быть сфокусированы вокруг решения следующих прикладных задач при реализации ДПП:

- использование виртуальных миров, изначально игровых, как платформ для обучения, социальных взаимодействий, проведения исследований, или для использования в рамках виртуальной аудитории;

- создание новых образовательных пространств, такие как виртуальные музеи, планетарии, залы для лекций, лаборатории и практикумы без существенных затрат на опытное оборудование;

- как составляющая проектно-ориентированного обучения по реализации ДПП;

- как часть реализации педагогических практик, обучающихся в рамках реализации ДПП (например, проведение урока по отработке определенных знаний и умений в виртуальном классе).

Ключевые преимущества внедрения VR/AR/MR-технологий в реализацию ДПП:

- за счет эффекта присутствия VR трансформирует образовательную деятельность по ДПП, делая ее существенно более интересной, решается вопрос мотивации обучающихся;

- обучающие тренажеры с интерактивными сценариями в 3D-формате позволяют отработать различные кейсы на практике;

- в отличие от онлайн-симуляторов, мера условности в VR минимальна: обучающийся оказывается в трехмерном пространстве и взаимодействует с правдоподобными аватарами и объектами, а не с плоскими фотографиями на экране, в результате такой уровень погружения обеспечивает быстрое усвоение теоретических знаний и отработку умений на практике, так как нейтрализует внешние отвлекающие факторы;

- безрисковая возможность понять, как обучающийся ведет (будет вести) себя в рабочих ситуациях, как он транслирует свое привычное поведение на взаимодействие с ботом.

Таким образом, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности могут активно использоваться при реализации ДПП, поскольку позволяют существенно обогатить образовательную деятельность в рамках ДПП; визуализировать необходимые элементы ДПП; включать интерактивную наглядность в содержание ДПП и др.