III. Требования к результатам освоения образовательной программы

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими видам деятельности (таблица N 2), предусмотренным пунктом 2.4 ФГОС СПО, сформированными в том числе на основе профессиональных стандартов (при наличии), указанных в ПООП:

Таблица N 2

Виды деятельности

Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности

1

2

предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях в составе поисково-спасательной группы

ПК 1.1. Осуществлять патрулирование района в зоне ответственности.

ПК 1.2. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

ПК 1.3. Определять параметры движения дрейфующих объектов.

ПК 1.4. Эксплуатировать и обеспечивать техническое обслуживание двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов.

ПК 1.5. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание транспортных средств передвижения по льду.

ликвидация чрезвычайных ситуаций, поиск и спасание на акваториях в составе поисково-спасательной группы, в том числе при проведении водолазных работ

ПК 2.1. Осуществлять безопасное плавание на акватории, применяя Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС-72), правила плавания на внутренних водных путях Российской Федерации, местные правила плавания <6>.

ПК 2.2. Выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на акватории.

ПК 2.3. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.

ПК 2.4. Осуществлять безопасное маневрирование в зону проведения спасательных работ.

ПК 2.5. Осуществлять заблаговременно подготовку сил и средств спасания.

ПК 2.6. Применять полученную информацию о гидрометеорологической и ледовой обстановке для определения действия по спасанию.

ПК 2.7. Выполнять водолазные аварийно-спасательные работы при оказании помощи терпящим бедствие судам и воздушным судам.

ПК 2.8. Выполнять спасательные водолазные работы, связанные со спасанием людей, обследованием.

ПК 2.9. Выполнять обследование и очистку дна акваторий и водных объектов для массового отдыха.

ПК 2.10. Оказывать первую помощь водолазу при заболеваниях и травмах, связанных с профессиональной деятельностью.

ПК 2.11. Пользоваться коллективными и индивидуальными спасательными средствами.

ПК 2.12. Обеспечивать выживание в море в случае оставления судна.

ПК 2.13. Выполнять мероприятия по борьбе за живучесть судна.

ПК 2.14. Выполнять действия по сосредоточению сил и средств на пожаре на судне.

ПК 2.15. Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара на судне.

ПК 2.16. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества на судне.

руководство деятельностью спасательной станции на акватории

ПК 3.1. Осуществлять сбор информации и проводить анализ оперативной обстановки в зоне ответственности.

ПК 3.2. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности.

ПК 3.3. Организовывать взаимодействие при проведении поисково-спасательных работ на акватории с использованием воздушного судна (вертолета).

ПК 3.4. Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники.

ПК 3.5. Организовывать спасание людей на акватории, используя спасательные средства, плавсредства и снаряжение.

ПК 3.6. Организовывать действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности.

ПК 3.7. Осуществлять специальную подготовку с личным составом спасательной станции.

организация выполнения мероприятий по спасанию человека на воде

ПК 4.1. Планировать и осуществлять контроль закрепленной зоны ответственности.

ПК 4.2. Управлять маломерным судном, руководствуясь правилами плавания в зоне ответственности.

ПК 4.3. Вести гидрометеорологические и гидрологические наблюдения за акваторией с применением технических средств.

ПК 4.4. Использовать средства связи, визуальные и звуковые сигналы.

ПК 4.5. Осуществлять спасание людей на акватории, используя спасательные средства, плавсредства и снаряжение.

ПК 4.6. Нести дежурства в режиме постоянной готовности.

ПК 4.7. Оказывать пострадавшему первую помощь и его транспортировку.

--------------------------------

<6> Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2022, N 12, ст. 1783).

3.4. Образовательная организация при необходимости самостоятельно включает в образовательную программу дополнительные профессиональные компетенции по видам деятельности, установленным в соответствии с пунктом 2.4 ФГОС СПО, а также по видам деятельности, сформированным в вариативной части образовательной программы для учета потребностей регионального рынка труда.

Образовательная организация при необходимости вводит в вариативную часть учебных циклов образовательной программы модуль по освоению компетенций цифровой экономики, соответствующих одному или нескольким видам деятельности, осваиваемым в рамках образовательной программы.

3.5. Образовательная организация с учетом ПООП самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать выпускнику освоение всех компетенций, установленных образовательной программой.

3.6. Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, осваивают профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение <7>.

--------------------------------

<7> Часть 7 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379).