Документ применяется с 1 января 2024 года.

4.2. Уход за пациентом с делирием

4.2 Уход за пациентом с делирием

- Рекомендуется проведение психообразовательной работы с лицами, осуществляющими уход за пациентами, перенесшими делирий, включающая в себя:

- оценку динамики нарастания когнитивных нарушений пациента;

- оценка нарушений режима дня пациента, в т.ч. сна-бодрствования;

- оценка изменения уровня физической активности пациента и ее распределение в течение суток;

- оценка колебаний эмоционального состояния пациента.

Оценку вышеуказанных изменений рекомендуется проводить путем собеседования с пациентом, допускается использование опросников, а также путем динамического наблюдения за пациентом. После выявления установленных нарушений проведение мероприятий по их коррекции. [56, 84]

Уровень убедительности рекомендации C (уровень достоверности доказательств 4)

Комментарий:

Работа лиц, осуществляющих уход за пациентами, по созданию наиболее комфортной среды пребывания пациента с максимальным приближением к знакомым, создающих сходство с домашней обстановкой, условиям:

- проведение консультаций у врача ЛФК, врача-гериатра с целью подбора упражнений и мероприятий для поддержания оптимального уровня физической активности, в индивидуальном порядке, в т.ч. прогулок на свежем воздухе;

- проведение консультации у врача-диетолога для подбора меню с исключением/снижением пищевых продуктов, напитков, провоцирующих стрессорное воздействие на организм пациента; [57]

- избегать чрезмерных когнитивных, а также сенсорных воздействий на организм пациента (избыточно громкие звуки, яркий искусственный свет, обилие ярко и разнообразно окрашенных предметов, окружающих пациента, длительный просмотр увеселительных телепередач, большое скопление людей в помещении);

- необходимо отдавать предпочтение использованию (при необходимости) спокойной и желательно знакомой музыки, нескольких цветовых вариантов из "теплой" гаммы, естественному освещению, ограничению по времени просмотра телепередач с подбором спокойных и тематически интересных пациенту.

- организовать режим посещений пациента родственниками, знакомыми;

- палаты, помещения должны быть с ограниченным числом пациентов, коммуникативный стиль общения с пациентами должен включать в себя простые слова и фразы; ясность речи, обращенной к пациенту, предоставление времени для ответа и внимательное выслушивание его, осуществление "контакта глазами", наблюдение за интонациями или несловесными знаками пациента; [58, 59]

- создание когнитивно доступной среды для пациента с использованием табличек-указателей, картинок с крупными, короткими, простыми сообщениями, рисунками, напоминаниями, достаточного освещения, простоты планировки помещения для пребывания пациента;

- организация безопасной и доступной среды для пациента с использованием поручней, противоскользящих ковриков, специальных подъемников для маломобильных пациентов, отсутствие порогов между помещениями, при их наличии - установка пандусов. Использование технических средств реабилитации, в т.ч. ходунков, вертикализаторов, инвалидных кресел, подъемников, противопролежневых матрасов, функциональных кроватей и другого специализированного медицинского оборудования и мебели, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями; [60]

- создание рекреационных зон для проведения занятий с пациентами с использованием зеленых насаждений, стимульного материала. [61]