I. Общие положения

2. Объем <1> природоохранных расходов <2> включает сумму расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования.

--------------------------------

<1> Значение всех понятий и определений приведено исключительно в целях использования в настоящих Методических указаниях.

<2> Приведенное определение соответствует рекомендациям: "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.

В общий объем природоохранных расходов включаются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущие расходы на охрану окружающей среды.

В составе природоохранных расходов не учитываются:

затраты на мероприятия, дающие положительный природоохранный эффект, но реализованные вне рамок и задач охраны окружающей среды, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья, материалов, общего снижения издержек производства или оказания соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, получения попутной продукции, производства экологической продукции, охраны здоровья, улучшения условий труда, повышения техники безопасности;

затраты на использование природных ресурсов (например, водоснабжение);

расчетные финансовые показатели, такие как амортизационные отчисления и стоимость основного капитала;

платежи за негативное воздействие, за использование природных ресурсов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, возмещение ущерба окружающей природной среде, компенсации, полученные от третьих сторон, поскольку они не имеют прямого отношения к природоохранной деятельности.

3. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов включают инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет всех источников финансирования как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях. К ним относятся затраты на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы. Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

4. Текущие расходы на охрану окружающей среды включают затраты по содержанию основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду; по обращению с отходами производства и потребления; на организацию контроля за выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды; на работы по экологическому образованию кадров; расходы на содержание особо охраняемых природных территорий; работы по охране и воспроизводству животного мира; затраты на НИОКР в части, касающейся природоохранной деятельности; расходы на образование в области охраны окружающей среды; расходы на государственное управление природоохранной деятельностью.

5. Выручка (поступления) от продажи побочной продукции представляет собой суммарный объем продаж (совокупную стоимость реализации) побочных продуктов, полученных (произведенных) предприятием (организацией), индивидуальным предпринимателем в ходе природоохранных мероприятий. Доходы могут выражаться через суммарное уменьшение издержек (снижение себестоимости производства), если побочная продукция используется на том же предприятии, где она была получена. Энергосбережение или экономия сырьевых ресурсов за счет использования более совершенной технологии, как и другие выгоды при реализации природоохранных мероприятий не включаются в выручку (поступления) от продажи побочной продукции.

6. Индекс физического объема природоохранных расходов - относительный показатель, характеризующий изменение (увеличение, уменьшение) объема природоохранных расходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

7. Объем природоохранных расходов устанавливается на основании сведений форм федерального статистического наблюдения, административных данных Федерального агентства лесного хозяйства, отчетности Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

8. Источниками информации для расчета объема и индекса физического объема природоохранных расходов являются:

а) формы федерального статистического наблюдения:

N 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";

N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды";

N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";

N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях";

N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении";

N 12-ЛХ "Сведения о защите лесов";

N 1-РЛХ (Чернобыль) "Сведения о лесовосстановлении и лесоразведении на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению";

N 5-ОС "Сведения об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов";

N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок";

N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования";

N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";

N 1-потребительские цены "Бланк регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги";

N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников";

N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников";

N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";

N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";

N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)".

б) административные данные Федерального агентства лесного хозяйства: форма N 1-субвенции "Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого является субвенция", форма N 15-ОИП "Отчет о расходах субъекта Российской Федерации на реализацию переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".

в) отчетность Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

9. При разработке информации для расчета объема природоохранных расходов используются:

а) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2);

б) Классификатор направлений природоохранной деятельности (CEPA 2000; разработан Евростатом, ЕЭК ООН и ОЭСР);

в) Классификация экономических единиц по секторам <1>;

--------------------------------

<1> "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.

г) Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г. N 30861);

д) Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г. N 30163).