II. Формирование объема природоохранных расходов в фактических ценах

II. Формирование объема природоохранных расходов

в фактических ценах

10. Формирование объема природоохранных расходов в фактических ценах осуществляется по: видам расходов; секторам; направлениям природоохранной деятельности.

11. Природоохранные расходы группируются по видам расходов: инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; текущие расходы на охрану окружающей среды.

12. В состав инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов входят инвестиции, направленные на:

а) охрану атмосферного воздуха;

б) охрану и рациональное использование водных ресурсов;

в) охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления (обращение с отходами);

г) охрану и рациональное использование земель;

д) охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов;

е) охрану и рациональное использование лесных ресурсов;

ж) охрану и воспроизводство рыбных запасов;

з) организацию заповедников и других природоохранных территорий;

и) охрану и воспроизводство диких зверей и птиц;

к) антишумовые и антивибрационные мероприятия (установки) по защите от шума и вибрации;

л) мероприятия по снижению шумового и вибрационного воздействия непосредственно от источников шума и вибрации. Алгоритмы расчета приведены в разделе I таблиц 1 и 4 к Методическим указаниям по расчету объема и индекса физического объема природоохранных расходов (далее - приложение).

13. В состав текущих расходов на охрану окружающей среды включают:

а) текущие (эксплуатационные) затраты, связанные с охраной окружающей среды;

б) затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;

в) текущие затраты на сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, учет численности охотничьих ресурсов;

г) затраты на содержание особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;

д) затраты на воспроизводство лесов и лесоразведение;

е) затраты на выполнение мероприятий по защите лесов;

ж) расходы на охрану лесов от пожаров;

з) затраты на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов;

и) затраты на лесовосстановление, лесоразведение и лесохозяйственные работы по ликвидации загрязнения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

к) затраты на научные исследования и разработки в сфере охраны окружающей среды;

л) затраты на образование в сфере охраны окружающей среды (по образовательным организациям среднего профессионального и высшего образования);

м) затраты органов исполнительной власти на содержание аппарата, занимающегося вопросами охраны окружающей среды.

Текущие расходы необходимо корректировать на объем доходов от продажи побочной продукции, которая представляет собой денежную стоимость реализации любых побочных продуктов, полученных (произведенных) в ходе природоохранных мероприятий. В этой связи из объема текущих расходов вычитается выручка (поступления) от продажи побочной продукции.

Алгоритмы расчета приведены в разделе II таблиц 1 и 4, а также в таблицах 2 и 3 приложения.

14. Объем затрат на образование в сфере охраны окружающей среды определяется на основании данных о численности студентов и стоимости обучения одного студента в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, а также в государственных (муниципальных) и частных-образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

При расчете используются данные о численности студентов по направлениям подготовки и специальностям: экология и природопользование; природоохранное обустройство территории; природообустройство и водопользование; рациональное использование природохозяйственных комплексов; гидрология.

Стоимость обучения одного студента определяется на основании данных выборочного наблюдения за потребительскими ценами на обучение в государственных (муниципальных) и частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Расчет затрат на образование в сфере охраны окружающей среды осуществляется по формуле:

Зо = Сспо x Чспо + СвпоН x ЧвпоН + СвпоГ x ЧвпоГ, (1)

где

Зо

- затраты на образование в сфере охраны окружающей среды, тыс руб;

Сспо

- стоимость обучения одного студента в образовательных организациях среднего профессионального образования, тыс руб;

Чспо

- численность студентов в профессиональных образовательных организациях, чел;

СвпоН

- стоимость обучения одного студента в негосударственных образовательных организациях высшего профессионального образования, тыс руб;

ЧвпоН

- численность студентов в частных образовательных организациях высшего образования, чел;

СвпоГ

- стоимость обучения одного студента в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего профессионального образования, тыс руб;

ЧвпоГ

- численность студентов в государственных (муниципальных) образовательных организациях высшего образования, чел.

Алгоритм расчета приведен в таблице 2 приложения.

15. Природоохранные расходы группируются по секторам <1>: коммерческому, государственному и сектору производителей специализированных услуг по охране окружающей среды.

--------------------------------

<1> "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.

Коммерческий сектор включает природоохранные мероприятия предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по кодам 01 - 99 ОКВЭД 2, за исключением кода 84, а также деятельности производителей специализированных услуг по охране окружающей среды.

Алгоритм расчета приведен в таблице 1 приложения.

Государственный сектор включает текущие расходы государственных органов управления, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на поддержание среды обитания человека, включая содержание природоохранных территорий, контроль и мониторинг окружающей среды, а также на содержание соответствующих структур и подразделений в системе управления всех уровней.

Алгоритм расчета приведен в таблице 3 приложения.

Производители специализированных услуг по охране окружающей среды включают государственные или частные организации, предоставляющие целевые услуги, финансируемые, главным образом, потребителями этих услуг.

Алгоритм расчета приведен в таблице 4 приложения.

16. Группировка природоохранных расходов по направлениям природоохранной деятельности осуществляется в соответствии с европейским Классификатором направлений природоохранной деятельности (CEPA 2000):

а) охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата;

б) сбор и очистка сточных вод;

в) обращение с отходами;

г) защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод;

д) защита окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия;

е) сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий;

ж) обеспечение радиационной безопасности окружающей среды;

з) научно-исследовательская деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду;

и) другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды.

Алгоритмы расчета приведены в таблицах 1, 3, 4 приложения.