§ 12. Обязанности командира корабля в аварийных ситуациях

135. Командир корабля обязан знать текущее состояние корабля, на основе анализа обстановки и перспектив ее развития заблаговременно изменять состояние корабля путем введения корабельных расписаний, иметь уверенные навыки в управлении кораблем при изменении его тактико-технических элементов вследствие полученных повреждений или возникших неисправностей.

136. При аварии командир корабля руководит борьбой за живучесть корабля, в первую очередь создавая условия для выполнения поставленных задач. В случае технической невозможности выполнения поставленных задач командир корабля принимает меры по спасанию корабля. Убедившись в невозможности спасти корабль, командир принимает решение об оставлении корабля. Командир корабля оставляет корабль последним.

137. При авариях, угрожающих кораблю гибелью, командир корабля:

1) в мирное время - принимает меры для посадки корабля на ближайшую отмель;

2) в военное время - у своего побережья действует как в мирное время, а за пределами территориальных вод Российской Федерации обязан затопить корабль и принять меры, гарантирующие невозможность его восстановления.

138. Командир корабля обязан принять меры по спасанию вахтенного и навигационного журналов, документов и аппаратуры, определенных специальными перечнями. Если спасение указанных документов и аппаратуры невозможно или существует угроза захвата их противником, они уничтожаются под непосредственным руководством командира корабля. Командир корабля лично отвечает за их полное уничтожение.

139. После оставления корабля командир и весь командный состав полностью сохраняют свои права и обязанности в отношении подчиненных до расформирования экипажа корабля в установленном порядке.

140. Если личный состав корабля будет спасен иностранными кораблями (судами), командир корабля принимает меры по соблюдению личным составом установленного на них порядка, не роняя при этом чести и достоинства военнослужащих Вооруженных Сил.

141. Если спасенный личный состав корабля оказался за пределами территории Российской Федерации, командир корабля изыскивает все возможности к скорейшему возвращению личного состава в ближайший пункт базирования (порт) или населенный пункт Российской Федерации.

142. В случае посадки корабля на мель (касания грунта), столкновения с препятствием или другого происшествия, угрожающего кораблю гибелью, командир корабля обязан немедленно доложить в установленном порядке на управляющий командный пункт (пункт управления, центр управления) о случившемся, повреждениях, мерах, принятых в ходе спасания корабля, лицах, находящихся на корабле, и принятых мерах по устранению повреждений, а по прибытии в пункт базирования представить письменное донесение командиру соединения и соответствующие материалы.

143. При происшествии с кораблем, находящимся на нем вооружением и военной техникой командир аварийного корабля обязан представить в комиссию по расследованию происшествия документы и сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и распорядительными служебными документами по расследованию происшествий.

144. В случае столкновения в море с кораблем (судном) командир корабля не имеет права покинуть место аварии, не убедившись предварительно в том, что столкнувшийся с его кораблем корабль (судно) может безопасно продолжить плавание. При этом командир корабля должен использовать все возможности для составления с командиром (капитаном) столкнувшегося корабля (судна) акта о повреждениях, нанесенных при столкновении.

145. При столкновении с иностранным кораблем (судном) командир корабля руководствуется нормами международного морского права и действующими в Вооруженных Силах документами, одновременно использует все возможности (если позволяет обстановка) для составления двустороннего акта о морском происшествии. При невозможности или отказе другой стороны составить акт командир корабля заявляет и оформляет морской протест в течение 24 часов по прибытии корабля в первый пункт базирования или порт.

146. В случае падения человека за борт командир корабля в мирное время принимает меры по спасанию упавшего за борт человека и покидает район спасания только после принятия всех необходимых для его спасения мер. В военное время он действует в соответствии с обстановкой.