Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

5 КЛАСС

- Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

- приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

- выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

- интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

- различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

- описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

- находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

- определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

- использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- применять понятия "план местности", "географическая карта", "аэрофотоснимок", "ориентирование на местности", "стороны горизонта", "азимут", "горизонтали", "масштаб", "условные знаки" для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- различать понятия "план местности" и "географическая карта", параллель" и "меридиан";

- приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

- объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

- устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

- описывать внутреннее строение Земли;

- различать понятия "земная кора"; "ядро", "мантия"; "минерал" и "горная порода";

- различать понятия "материковая" и "океаническая" земная кора;

- различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

- показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

- различать горы и равнины;

- классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

- называть причины землетрясений и вулканических извержений;

- применять понятия "литосфера", "землетрясение", "вулкан", "литосферная плита", "эпицентр землетрясения" и "очаг землетрясения" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- применять понятия "эпицентр землетрясения" и "очаг землетрясения" для решения познавательных задач;

- распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

- классифицировать острова по происхождению;

- приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

- приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

- приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

- приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

- представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).