Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

6 КЛАСС

- Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать ее из различных источников;

- приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;

- сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

- различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

- применять понятия "гидросфера", "круговорот воды", "цунами", "приливы и отливы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- классифицировать объекты гидросферы (моря, озера, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;

- различать питание и режим рек;

- сравнивать реки по заданным признакам;

- различать понятия "грунтовые, межпластовые и артезианские воды" и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;

- приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

- называть причины образования цунами, приливов и отливов;

- описывать состав, строение атмосферы;

- определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;

- объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;

- различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;

- устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;

- сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;

- различать виды атмосферных осадков;

- различать понятия "бризы" и "муссоны";

- различать понятия "погода" и "климат";

- различать понятия "атмосфера", "тропосфера", "стратосфера", "верхние слои атмосферы";

- применять понятия "атмосферное давление", "ветер", "атмосферные осадки", "воздушные массы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;

- называть границы биосферы;

- приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;

- различать растительный и животный мир разных территорий Земли;

- объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;

- сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;

- применять понятия "почва", "плодородие почв", "природный комплекс", "природно-территориальный комплекс", "круговорот веществ в природе" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;

- приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.