Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 13 мая 2022 г. N 872

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 АВГУСТА 2017 Г. N 996

1. В наименовании и пункте 1 слова "на 2017 - 2025 годы" заменить словами "на 2017 - 2030 годы".

2. Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы изложить в следующей редакции:

"Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 августа 2017 г. N 996

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 13 мая 2022 г. N 872)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

ПАСПОРТ

Федеральной научно-технической программы развития

сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы

Наименование Программы

-

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы

Основание для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации

от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства"

Государственный координатор Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ответственные исполнители Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Исполнители мероприятий Программы

-

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Соисполнители мероприятий Программы

-

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие институты развития и организации

Цель Программы

-

обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов, производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала

Задачи Программы

-

формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса;

привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс;

создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;

создание и внедрение технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

обеспечение функционирования и развития селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-племенных и селекционно-питомниководческих центров;

разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений;

создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве;

создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала;

совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса

Направления реализации Программы

-

создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлениям:

растениеводство и племенное животноводство;

корма, кормовые добавки для животных и лекарственные средства для ветеринарного применения;

диагностика патогенов сельскохозяйственных растений;

производство пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве;

производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертиза генетического материала

Срок реализации Программы

-

2017 - 2030 годы

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации";

подпрограмма "Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров";

подпрограмма "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства масличных культур";

подпрограмма "Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород";

подпрограмма "Развитие виноградарства, включая питомниководство";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства технических культур";

подпрограмма "Развитие садоводства и питомниководства"

Объемы финансирования Программы

-

за счет средств федерального бюджета - 34740037,92 тыс. рублей (объем бюджетных ассигнований федерального бюджета будет уточнен при перераспределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также дополнительных доходов от агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, полученных вследствие реализации отдельных нормативных правовых актов и законодательных инициатив),

в том числе:

в 2018 году - 1298314,66 тыс. рублей;

в 2019 году - 1180283,5 тыс. рублей;

в 2020 году - 1397092,88 тыс. рублей;

в 2021 году - 1243428,06 тыс. рублей;

в 2022 году - 3239795,26 тыс. рублей;

в 2023 году - 3661697,06 тыс. рублей;

в 2024 году - 3588489,5 тыс. рублей;

в 2025 году - 3188489,5 тыс. рублей;

в 2026 году - 3188489,5 тыс. рублей;

в 2027 году - 3188489,5 тыс. рублей;

в 2028 году - 3188489,5 тыс. рублей;

в 2029 году - 3188489,5 тыс. рублей;

в 2030 году - 3188489,5 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 33933443,22 тыс. рублей,

в том числе:

в 2018 году - 284449,3 тыс. рублей;

в 2019 году - 671240,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 610584,12 тыс. рублей;

в 2021 году - 407548,7 тыс. рублей;

в 2022 году - 1120174,7 тыс. рублей;

в 2023 году - 2659366,6 тыс. рублей;

в 2024 году - 2851286,8 тыс. рублей;

в 2025 году - 11268876,6 тыс. рублей;

в 2026 году - 2588355,16 тыс. рублей;

в 2027 году - 2732155,16 тыс. рублей;

в 2028 году - 2808985,16 тыс. рублей;

в 2029 году - 2893195,16 тыс. рублей;

в 2030 году - 3037225,16 тыс. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Источники финансирования Программы

-

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственные программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники

Целевые индикаторы Программы

-

уровень инновационной активности организаций в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы;

объем привлеченных инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы;

темп прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в рамках реализации Программы, по отношению к предшествующему году;

уровень обеспеченности отрасли образовательными программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

снижение уровня импортозависимости за счет:

доведения до 35 процентов уровня инновационной активности в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы;

привлечения 33933443,22 тыс. рублей инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы;

увеличения на 5 процентов темпа прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в рамках реализации Программы, по отношению к предшествующему году;

доведения до 100 процентов уровня обеспеченности отрасли образовательными программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям;

увеличения на 794 единицы количества публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Российского индекса научного цитирования, подготовленных в рамках реализации Программы;

увеличения на 137 единиц количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, созданных в рамках реализации Программы, на использование которых заключены лицензионные договоры на срок не менее 2 лет;

обеспечения функционирования и развития 20 единиц селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-питомниководческих и селекционно-племенных центров, осуществляющих деятельность в том числе в целях реализации Программы;

увеличения на 15 единиц количества современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, разработанных в рамках реализации Программы;

увеличения на 13 единиц количества разработанных в рамках реализации Программы технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественной племенной продукции (материала) в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 2 процента темпа прироста объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 10 процентов темпа прироста числа методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году

I. Обоснование разработки Программы, цель

и задачи Программы

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия), определяет в качестве приоритетных на ближайшие 10 - 15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках.

Реализация мер по таким направлениям должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агрохозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.

В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина), к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности относятся технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития производственной базы и несанкционированным использованием лекарственных препаратов для ветеринарного применения в процессе сельскохозяйственного производства.

В настоящее время наиболее востребованные отечественные технологии, основанные на новейших достижениях науки, не находят применения в аграрном производстве.

При этом, по данным прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, в России к началу 2016 года насчитывалось около 436 организаций, выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (10,4 процента всех организаций, занятых исследованиями и разработками). В целом с 1995 года их число уменьшилось на 17,6 процента, прежде всего за счет более чем двукратного сокращения сети научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. На долю последних сегодня приходится немногим менее трети (31,7 процента) организаций, выполняющих исследования и разработки в рассматриваемой области.

В стране поддерживается 75 государственных биоресурсных коллекций. Исследовательскую деятельность в области сельскохозяйственных наук проводят более 11 тыс. ученых, из них более 2700 человек ведут исследования в области генетики и селекции.

На фоне роста затрат на науку в России с 1994 года почти в 2,2 раза доля сельскохозяйственных наук в их общем объеме неуклонно сокращалась, достигнув минимума в 2014 - 2015 годах - 1,6 процента (в 1994 году - 3,6 процента).

Сельскохозяйственные науки с середины 2000-х годов занимают предпоследнее место в структуре затрат на науку, значительно отставая от традиционно лидирующих технических (73,4 процента) и естественных (17,4 процента) наук. При этом средства федерального бюджета обеспечивают 59,6 процента затрат на исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (на конец 2015 года), что выше среднероссийского уровня (56,5 процента). Субсидии подведомственным организациям Федерального агентства научных организаций на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы на проведение фундаментальных научных исследований в области сельского хозяйства в 2016 году составили 6881614,06 тыс. рублей. Вклад бизнеса в финансирование таких исследований и разработок неуклонно сокращается - с 14,8 процента в 2002 году до 9,4 процента на начало 2016 года.

В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения агропромышленного комплекса необходимо создание условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи научных результатов в производство и последующего их вовлечения в экономический оборот.

Обеспечение условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов включает в том числе создание открытого источника информации о научном и научно-техническом заделе страны и выполнении перспективных (прорывных) и востребованных бизнесом исследований.

В настоящее время передача научных и (или) научно-технических результатов в целях развития сельского хозяйства обеспечивается в том числе 54 учреждениями высшего и 22 учреждениями дополнительного профессионального образования, 146 малыми инновационными предприятиями, 30 учебно-опытными хозяйствами и 548 центрами сельскохозяйственного консультирования.

Отраслевой потенциал в Российской Федерации (по предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи) представлен 36,4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 18,2 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан и 76,3 тыс. некоммерческих объединений граждан. Тем не менее деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов в большинстве случаев не осуществляется.

Создание условий для передачи и последующего вовлечения в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов должно иметь рыночную направленность, выраженную в извлечении прибыли от экономического оборота научных и (или) научно-технических результатов.

Целью Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства (далее - Программа), разработанной с учетом Доктрины и Стратегии, а также в соответствии с положениями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов, производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса;

привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс;

создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;

создание и внедрение технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

обеспечение функционирования и развития селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-племенных и селекционно-питомниководческих центров;

разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений;

создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве;

создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала;

совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.

Достижение цели и реализация задач Программы позволят снизить технологические риски в продовольственной сфере и повысить качество отечественной сельскохозяйственной продукции на основе научно-технологического обеспечения развития агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу, в том числе на основе:

производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства;

производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

разработки средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений;

производства пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве;

создания и внедрения современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

разработки, создания и производства современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

разработки современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Наращивание научно-технологического потенциала российского агропромышленного комплекса позволит поэтапно снизить его зависимость от импорта технологий, семян, средств диагностики и защиты растений, лекарственных средств для ветеринарного применения и других ресурсов.

Одновременно с этим для повышения качества жизни российских граждан предусматривается обеспечить научный подход к системе контроля и управления качеством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных на территории Российской Федерации.

II. Основные понятия, используемые в Программе

Для целей Программы используются следующие основные понятия:

"дирекция Программы" - организация, осуществляющая организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение мероприятий Программы, методическое обеспечение заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов в части подготовки и реализации таких проектов в соответствии с требованиями Программы (подпрограмм);

"заказчики комплексных научно-технических проектов" - организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в выполнении мероприятий Программы по направлениям ее реализации;

"информационно-аналитическая система" - система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения реализации Программы, подпрограмм и комплексных научно-технических проектов;

"комплексный научно-технический проект" - согласованный в установленном порядке президиумом совета Программы комплекс работ, реализуемых заказчиком комплексного научно-технического проекта в рамках подпрограмм, структурированных по мероприятиям Программы и направленных на получение научных и (или) научно-технических результатов, разработку технологий, их передачу (в отношении сельскохозяйственной техники и оборудования - на реализацию конечной продукции, созданной на основе таких технологий) сельскохозяйственным товаропроизводителям для применения (внедрения) в производстве и выпуска сельскохозяйственной продукции в промышленных масштабах;

"комплексный план научных исследований" - обязательный элемент подпрограммы, сформированный путем прямого взаимодействия представителей научно-образовательного сообщества, бизнеса, институтов развития и технологических платформ, федеральных и региональных органов власти в целях выявления и выполнения перспективных (прорывных) и востребованных отраслью направлений научных исследований и экспериментальных разработок в рамках направления реализации Программы;

"мероприятия Программы" - комплекс взаимоувязанных действий участников Программы, сгруппированных по основным этапам жизненного цикла перспективных инновационных разработок и развития рынка технологий, продуктов, товаров и услуг, направленных на достижение целевых индикаторов и показателей Программы;

"мониторинговые центры" - организации из числа государственных бюджетных учреждений или государственных автономных учреждений, осуществляющие мониторинг реализации комплексных научно-технических проектов;

"направления реализации Программы" - соответствующие задачам Программы подотрасли сельскохозяйственного производства, сырья и продовольствия, а также другие подотрасли, способствующие снижению технологических, организационных и рыночных рисков и повышению качества сельскохозяйственной продукции на основе конкурентоспособных отечественных разработок;

"объекты инфраструктуры агропромышленного комплекса" - здания и сооружения агропромышленного комплекса, учебно-опытные хозяйства, малые инновационные предприятия, другие организации и структурные подразделения (включая отраслевые кафедры, лаборатории, селекционно-семеноводческие, селекционно-питомниководческие, селекционно-племенные и селекционно-генетические центры), созданные в различных институциональных формах заказчиком и участниками комплексных научно-технических проектов в целях доработки и передачи результатов исследований и разработок, правовой охраны и управления правами на такие результаты для опытного производства, а также материально-техническая база, предназначенная для обеспечения научной и производственной деятельности в сфере сельского хозяйства, включая теплицы, хранилища, системы орошения и системы информационного обеспечения;

"план системных мер государственной политики" - обязательный элемент подпрограммы, формируемый в целях создания регуляторной среды и условий для успешной реализации комплексных научно-технических проектов и достижения показателей и индикаторов подпрограммы;

"подпрограмма" - комплексная научно-техническая программа, соответствующая направлению реализации Программы и включающая все этапы инновационного цикла от получения научных и (или) научно-технических результатов и продукции до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок;

"участники комплексных научно-технических проектов" - государственные научные и образовательные учреждения, сельскохозяйственные товаропроизводители, другие организации агропромышленного комплекса, а также иные организации различных форм собственности, в том числе малые инновационные предприятия, междисциплинарные научно-исследовательские центры, институты развития и технологические платформы.

III. Механизм реализации Программы

Исполнители и соисполнители мероприятий Программы формируют необходимые инструменты для обеспечения научно-технологического развития страны в области сельского хозяйства в соответствии с Программой.

Количественные значения целевых индикаторов и показателей Программы, а также объемы финансирования Программы, в том числе по источникам финансирования Программы, определяются в рамках подпрограмм по направлениям реализации Программы.

Виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производство и переработку которых предусматривается осуществлять в ходе реализации Программы, определяются советом Программы на основании предложений членов совета Программы, государственных научных и образовательных учреждений, сельскохозяйственных товаропроизводителей, союзов (ассоциаций), а также иных организаций различных форм собственности.

Согласно утвержденным советом Программы видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ответственные исполнители Программы формируют подпрограммы в порядке, определяемом Программой.

Подпрограммы учитываются при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства".

Подпрограммы реализуются в следующих формах:

выполнение плана системных мер государственной политики, в том числе государственной научно-технической и государственной аграрной политики;

выполнение комплексных научно-технических проектов, отражающих системный и комплексный подход к реализации мероприятий Программы.

Координация действий исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы осуществляется советом Программы путем проведения заседаний совета Программы и его президиума.

В целях организационно-технического и информационно-аналитического сопровождения мероприятий Программы, методического обеспечения заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов в части подготовки и реализации таких проектов в соответствии с требованиями Программы (подпрограмм), а также для осуществления мониторинга комплексных научно-технических проектов государственный координатор Программы:

определяет дирекцию Программы из числа федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных государственному координатору Программы;

определяет (по согласованию с исполнителями мероприятий Программы) по каждому направлению реализации Программы мониторинговый центр из числа федеральных государственных бюджетных или государственных автономных учреждений, подведомственных исполнителям мероприятий Программы, деятельность которых соответствует направлениям реализации Программы.

Дирекция Программы подготавливает для совета Программы и государственного координатора Программы годовые отчеты о реализации подпрограмм и Программы в целом, которые выносятся на рассмотрение совета Программы с экспертным заключением соответствующей экспертной группы.

Дирекция Программы в целях осуществления контроля за выполнением мероприятий комплексных научно-технических проектов подготавливает для государственного координатора Программы поквартальный ситуационный анализ выполнения комплексных научно-технических проектов.

Порядок работы дирекции Программы, а также порядок взаимодействия дирекции и мониторинговых центров Программы по вопросам, связанным с осуществлением возложенных на них функций, устанавливаются государственным координатором Программы.

При этом определяются в том числе:

условия и финансовое обеспечение административных расходов, связанных с осуществлением возложенных на дирекцию Программы и мониторинговые центры функций;

порядок взаимодействия сторон;

ответственность сторон;

иные условия в рамках законодательства Российской Федерации.

В целях экспертного обеспечения формирования и реализации подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы совет Программы создает экспертную группу и утверждает ее руководителя. Экспертные группы осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом советом Программы.

Состав экспертной группы формируется президиумом совета Программы из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, организаций агропромышленного комплекса, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также иных организаций, имеющих заделы и компетенции по направлениям реализации Программы.

Экспертная группа осуществляет экспертную оценку:

комплексных планов научных исследований по направлению реализации Программы;

комплексных научно-технических проектов, представленных на согласование (одобрение) президиума совета Программы;

изменений, вносимых в ранее отобранные комплексные научно-технические проекты, представленных на согласование (одобрение) президиума совета Программы;

годовых отчетов дирекции Программы о ходе реализации Программы;

изменений, вносимых в ранее отобранные комплексные научно-технические проекты, представленных на согласование (одобрение) президиума совета программы.

IV. Мероприятия Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Система мероприятий Программы базируется на следующих принципах:

обеспечение системного эффекта от реализации мероприятий Программы посредством согласованного планирования выполняемых проектов;

обеспечение непрерывного инновационного процесса, основанного на взаимодействии участников комплексных научно-технических проектов при создании, передаче и коммерциализации научного и (или) научно-технического результата и продукции;

реализация прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития отраслей агропромышленного комплекса, в соответствии с тематикой, сформированной по заказу бизнеса.

Перечень мероприятий, отвечающих указанным принципам, приведенный в приложении N 1, нацелен на повышение результативности и эффективности научно-технической политики и включает 3 мероприятия Программы:

создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса;

передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства;

коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса.

При этом все 3 мероприятия должны быть включены в каждый комплексный научно-технический проект и рассматриваться в качестве основных факторов, способствующих активизации инновационной деятельности (применение специальных мер и целевых инструментов государственной политики и государственного управления, финансовое обеспечение, поддержка и развитие инфраструктуры, приобретение необходимых профессиональных навыков и расширение компетенций, осуществление эффективного научно-технического сотрудничества).

Реализация мероприятия "Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса" обеспечивается путем проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных работ в целях решения предусмотренных подпрограммами задач на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

Для комплексного решения задач, предусмотренных подпрограммами, в рамках реализации данного мероприятия формируются комплексные планы научных исследований по направлениям реализации Программы в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Результативность реализации Программы в части создания научных и (или) научно-технических результатов и продукции определяется путем достижения приведенных в приложении N 2 следующих показателей Программы:

количество публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Российского индекса научного цитирования, подготовленных в рамках реализации Программы;

количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, созданных в рамках реализации Программы, на использование которых заключены лицензионные договоры на срок не менее 2 лет.

Реализация мероприятия "Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" обеспечит перевод результатов научных исследований и разработок в сферу практического применения, производства и маркетинга новых продуктов в целях получения коммерческой выгоды и может осуществляться в материальной или нематериальной форме в ходе реализации комплексных научно-технических проектов.

Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции осуществляется в процессе сотрудничества заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов. Формами передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции могут быть:

передача прав на результаты интеллектуальной деятельности государственными научными и образовательными учреждениями научно-производственным партнерствам, созданным в различных институциональных формах (отраслевые лаборатории, малые инновационные предприятия, федеральные государственные унитарные предприятия, селекционно-генетические, селекционно-семеноводческие, селекционно-племенные и селекционно-питомниководческие центры) для использования, доработки и доведения результатов научных исследований до стадии опытного производства и оценки качества полученных результатов;

передача прав на результаты интеллектуальной деятельности из научных организаций и государственных научных центров, обладающих компетенциями для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отношении сельскохозяйственной техники и оборудования, предприятиям - производителям сельскохозяйственной техники и оборудования в рамках соглашения заказчика и участника (участников) комплексного научно-технического проекта для доработки и доведения результатов интеллектуальной деятельности до стадии опытного производства;

научно-производственное партнерство, в том числе в виде государственных концессий, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

разработка программ для системы высшего, дополнительного и среднего профессионального образования с целью подготовки и переподготовки кадров для отраслей агропромышленного комплекса по новым направлениям подготовки и специальностям, соответствующим тематике Программы;

реализация новых образовательных решений в рамках научно-производственных партнерств и взаимодействие с образовательными организациями (совместные базовые кафедры, целевая контрактная подготовка, внедрение новых образовательных программ);

формирование молодыми учеными и специалистами стартапов и инновационных предприятий для трансфера результатов научных исследований и разработок в сферу практического применения, производства и маркетинга новых продуктов в целях получения коммерческой выгоды.

Результативность реализации Программы в части передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции определяется путем достижения предусмотренных приложением N 2 к Программе следующих показателей:

обеспечение функционирования и развития селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-питомниководческих и селекционно-племенных центров, осуществляющих деятельность в том числе в целях реализации Программы;

количество современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, разработанных в рамках реализации Программы;

количество разработанных в рамках реализации Программы технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Реализация мероприятия "Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса" предусматривает практическое использование результатов, полученных в процессе передачи научных и (или) научно-технических результатов, и может включать:

организацию опытного производства;

переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

апробацию и оптимизацию новых технологий, средств и методик;

проведение маркетинговых исследований;

масштабирование процессов;

сбыт инновационной продукции.

Результативность реализации Программы в части коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов и продукции определяется путем достижения предусмотренных приложением N 2 к Программе следующих показателей:

темп прироста объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

темп прироста объема производства отечественной племенной продукции (материала) в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

темп прироста объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

темп прироста объема производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

темп прироста объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

темп прироста числа методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году.

V. Разработка и формирование подпрограмм

Подпрограммы разрабатываются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в целях обеспечения создания и внедрения до 2031 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки.

Подпрограмма должна предусматривать:

оценку состояния и рисков развития направления реализации Программы;

сроки и этапы реализации подпрограммы;

план системных мер государственной политики по направлению реализации Программы;

описание типов и особенностей комплексных научно-технических проектов, характерных для направления реализации Программы;

комплексный план научных исследований;

показатели реализации подпрограммы;

финансовый план реализации подпрограммы.

Подпрограмма может включать иные компоненты, необходимые для ее эффективной реализации.

Подпрограмма включает целевые индикаторы и показатели Программы с учетом направления реализации подпрограммы. В подпрограмме могут быть предусмотрены иные индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее целей.

В финансовом плане реализации подпрограммы отражаются ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов, необходимые для реализации подпрограммы.

План системных мер по реализации государственной политики непосредственно связан с выполнением комплексных научно-технических проектов и формируется ответственными исполнителями, исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы в непосредственном взаимодействии с участниками комплексных научно-технических проектов подпрограммы.

Комплексные научно-технические проекты формируются в соответствии с условиями, определяемыми подпрограммой, на следующих принципах:

правовая охрана и коммерциализация полученных результатов проектов и масштабирование производства такой продукции;

привлечение федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений, бизнеса, институтов развития, технологических платформ и органов власти субъектов Российской Федерации для проведения научных исследований и разработок в соответствии с комплексными планами научных исследований;

наличие опыта профессиональной деятельности заказчика и участников комплексного научно-технического проекта в области агропромышленного комплекса по выбранному направлению;

наличие соглашения о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе реализации комплексных научно-технических проектов (не применяется в отношении комплексных научно-технических проектов, направленных на разработку сельскохозяйственной техники и оборудования).

Комплексный научно-технический проект состоит из видов работ, соответствующих мероприятиям Программы.

Комплексный научно-технический проект включает целевые индикаторы и показатели Программы с учетом направления реализации подпрограммы. Кроме того, в комплексный научно-технический проект могут быть включены другие индикаторы и показатели, являющиеся значимыми для достижения целей проекта.

Комплексные научно-технические проекты формируются заказчиками с учетом комплексных планов научных исследований на условиях научно-производственного партнерства, предусмотренного для типов комплексных научно-технических проектов в рамках подпрограммы.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации информирует дирекцию Программы о результатах исследований, полученных в рамках реализации комплексного плана научных исследований, по форме, определенной дирекцией Программы и согласованной Министерством, не позднее 25-го числа 2-го месяца, следующего за отчетным периодом.

Заказчики и (или) участники комплексных научно-технических проектов могут объединиться для реализации целей и задач подпрограммы. При необходимости может быть зарегистрировано юридическое лицо.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о совете по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства", подпрограммы, сформированные ответственными исполнителями Программы и согласованные с советом Программы, вносятся в виде проекта акта Правительства Российской Федерации ответственным исполнителем Программы в Правительство Российской Федерации.

Отбор комплексных научно-технических проектов и принятие решения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о согласовании (несогласовании) изменений в ранее отобранные комплексные научно-технические проекты осуществляются в порядке, установленном государственным координатором Программы - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Заказчики комплексных научно-технических проектов в случае необходимости ежегодно корректируют параметры ранее отобранных комплексных научно-технических проектов и направляют их в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Министерством.

Комплексные научно-технические проекты, прошедшие отбор, предусмотренный настоящим разделом, а также согласованные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации изменения в комплексные научно-технические проекты с приложением экспертной оценки соответствующей экспертной группы направляются в президиум совета Программы для согласования (одобрения).

Внесение в комплексные научно-технические проекты изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов целевых индикаторов и показателей результативности выполнения комплексных научно-технических проектов, а также увеличение сроков реализации предусмотренных комплексными научно-техническими проектами мероприятий, не допускается, за исключением случаев внесения изменений в положения подпрограмм и Программы и наступления документально подтвержденных обстоятельств непреодолимой силы.

Порядок, указанный в абзаце двадцать пятом настоящего раздела, не распространяется на изменения, связанные с заменой заказчиков и (или) участников комплексных научно-технических проектов.

В случае замены заказчиков и (или) участников комплексных научно-технических проектов такие комплексные научно-технические проекты подлежат повторному отбору, предусмотренному абзацем двадцать пятым настоящего раздела Программы.

В целях поддержки реализации комплексных научно-технических проектов, отобранных для участия в подпрограмме, исполнители и соисполнители мероприятий Программы предусматривают специальные инструменты поддержки в соответствии с финансовым планом реализации подпрограммы.

На организации, реализующие комплексные научно-технические проекты, отобранные для участия в подпрограммах, в целях обеспечения запланированных показателей распространяются меры стимулирующего характера в порядке, установленном исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы.

VI. Государственная информационная система

"Информационно-аналитическая система оперативного

мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического

обеспечения развития сельского хозяйства"

В целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием агропромышленного комплекса, государственный координатор Программы создает государственную информационную систему "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" (далее - государственная информационная система) в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами".

Государственная информационная система предназначена для:

сбора информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы;

автоматизированного мониторинга указанной информации, обеспечивающего выявление значимых научно-технологических трендов, формирование обоснованных альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований;

создания информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о государственной информационной системе, предусматривающее в том числе состав сведений, подлежащих включению в государственную информационную систему, и порядок взаимодействия с иными информационными системами. На основании данных информационного ресурса государственной информационной системы дирекция и мониторинговые центры Программы проводят оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы для подготовки рекомендаций совету Программы по корректировке, изменению или прекращению реализации подпрограмм и комплексных научно-технических проектов.

Доступ к государственной информационной системе, а также к информации, содержащейся в государственной информационной системе, предоставляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Организация информационного взаимодействия государственной информационной системы с иными информационными системами обеспечивается в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Размещение сведений и информации в подсистемах развития государственной информационной системы осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Обладателем сведений, содержащихся в государственной информационной системе, является Российская Федерация.

Сведения, содержащиеся в государственной информационной системе, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат размещению на официальном сайте государственного координатора Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.

Функции оператора государственной информационной системы осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации либо подведомственным Министерству учреждением, уполномоченным на то в установленном порядке.

VII. Срок реализации Программы

Срок реализации Программы - 2017 - 2030 годы.

Сроки реализации подпрограмм определяются в подпрограммах и согласовываются советом Программы в установленном порядке.

VIII. Финансовое обеспечение реализации Программы

Финансовое обеспечение реализации Программы, приведенное в приложении N 3, осуществляется ответственными исполнителями, исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на цели Программы, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.

Финансирование комплексных научно-технических проектов осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы.

Финансовое обеспечение Программы может быть скорректировано при утверждении подпрограмм.

Средства внебюджетных источников являются собственными или заемными средствами участников комплексных научно-технических проектов.

Средства внебюджетных источников должны составлять не менее половины стоимости комплексного научно-технического проекта (в рамках реализации комплексных научно-технических проектов, направленных на разработку сельскохозяйственной техники и оборудования, объем средств, привлекаемых заказчиком комплексного научно-технического проекта для финансирования такого проекта из внебюджетных источников, должен составлять не менее 40 процентов стоимости комплексного научно-технического проекта). При этом объем средств, включаемых в стоимость такого комплексного научно-технического проекта, не должен учитывать расходы федерального бюджета на разработку образовательных программ для системы среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим тематике подпрограмм.

Государственный координатор Программы обеспечивает предоставление субсидии дирекции Программы на соответствующий финансовый год в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнители мероприятий Программы обеспечивают предоставление субсидий мониторинговым центрам Программы на соответствующий календарный год в порядке, установленном статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

IX. Целевые индикаторы и показатели Программы

Программа обеспечивает вклад в достижение стратегических целей социально-экономического развития и обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Целевыми индикаторами Программы являются:

уровень инновационной активности организаций в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы;

объем привлеченных инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы;

темп прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в рамках реализации Программы, по отношению к предшествующему году;

уровень обеспеченности отрасли образовательными программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям.

Значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении N 2.

Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы (включая источники сбора исходной информации) приведена в приложении N 4.

X. Ожидаемые результаты реализации Программы

В ходе выполнения мероприятий Программы будет достигнуто снижение уровня импортозависимости за счет:

доведения до 35 процентов уровня инновационной активности в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы;

привлечения 33933443,22 тыс. рублей инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы;

увеличения на 5 процентов темпа прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в рамках реализации Программы, по отношению к предшествующему году;

доведения до 100 процентов уровня обеспеченности отрасли образовательными программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям;

увеличения на 794 единицы количества публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Российского индекса научного цитирования, подготовленных в рамках реализации Программы;

увеличения на 137 единиц количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, созданных в рамках реализации Программы, на использование которых заключены лицензионные договоры на срок не менее 2 лет;

обеспечения функционирования и развития 20 единиц селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-питомниководческих и селекционно-племенных центров, осуществляющих деятельность в том числе в целях реализации Программы;

увеличения на 15 единиц количества современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, разработанных в рамках реализации Программы;

увеличения на 13 единиц количества разработанных в рамках реализации Программы технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественной племенной продукции (материала) в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 5 процентов темпа прироста объема производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 2 процента темпа прироста объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году;

увеличения на 10 процентов темпа прироста числа методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году.

XI. Возможные риски реализации Программы

При реализации Программы осуществляются системные меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в Программе конечных результатов.

К возможным рискам относятся:

макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, что ограничивает возможность значительной части участников Программы осуществлять комплексные научно-технические проекты, переход к новым технологиям;

природные риски, связанные с размещением части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия;

сокращение финансирования Программы;

корректировка приоритетов и перспективных направлений научно-технического развития агропромышленного комплекса;

недостаточное финансирование комплексных научно-технических проектов из внебюджетных источников;

отсутствие финансового обеспечения за счет федерального бюджета создания и осуществления деятельности дирекции Программы, а также работ по формированию и ведению информационной системы.

Программа предусматривает:

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, направленных на создание результатов интеллектуальной деятельности;

развитие производственной базы участников Программы и внедрение результатов интеллектуальной деятельности.

Управление рисками при реализации Программы будет осуществляться на основе:

проведения мониторинга угроз реализации комплексных научно-технических проектов;

выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления комплексными научно-техническими проектами;

корректировки образовательных программ;

подготовки и представления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы.

Для решения задач по повышению конкурентоспособности и обеспечению развития российского агропромышленного комплекса, а также по снижению технологических рисков в продовольственной сфере необходимо создать условия для скорейшего перевода агропромышленного комплекса на новую технологическую базу, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования реализации Программы.

Приложение N 1

к Федеральной научно-технической

программе развития сельского хозяйства

на 2017 - 2030 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

Мероприятие

Исполнитель мероприятия

Соисполнитель мероприятия

Источники финансирования

1. Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса

Минобрнауки России, Минсельхоз России

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

Российский научный фонд,

Российский фонд фундаментальных исследований,

Фонд содействия инновациям,

Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"

федеральный бюджет, внебюджетные источники

2. Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства

Минобрнауки России, Минсельхоз России, Минпромторг России

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

Российский научный фонд,

Российский фонд фундаментальных исследований,

Фонд содействия инновациям,

Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий,

заинтересованные организации

федеральный бюджет, внебюджетные источники

3. Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса

Минсельхоз России, Минпромторг России

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

финансово-кредитные организации,

Фонд содействия инновациям,

Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий,

заинтересованные организации

федеральный бюджет,

бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники

Приложение N 2

к Федеральной научно-технической

программе развития сельского хозяйства

на 2017 - 2030 годы

ПЛАНОВЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

Целевые индикаторы и показатели Программы

Единица измерения

Значение

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

I. Целевые индикаторы

1.

Уровень инновационной активности организаций в сельском хозяйстве по направлениям реализации Программы

процентов

-

-

2

3

5

10

15

20

30

31

32

33

34

35

2.

Объем привлеченных инвестиций в сельское хозяйство в рамках реализации Программы <1>

тыс. рублей

-

284449,3

955689,9

1566274,02

1973822,72

3093997,42

5753364,02

8604650,82

19873527,42

22461882,58

25194037,74

28003022,9

30896218,06

33933443,22

3.

Темп прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в рамках реализации Программы, по отношению к предшествующему году

процентов

-

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4.

Уровень обеспеченности отрасли образовательными программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям

процентов

-

-

-

10

20

50

60

70

75

80

85

90

95

100

II. Показатели

1. Мероприятие "Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса"

5.

Количество публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Российского индекса научного цитирования, подготовленных в рамках реализации Программы <1>

единиц

-

12

31

56

80

159

256

365

474

545

607

669

732

794

6.

Количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, созданных в рамках реализации Программы, на использование которых заключены лицензионные договоры на срок не менее 2 лет <1>

единиц

-

1

4

9

14

27

41

59

79

92

103

114

124

137

2. Мероприятие "Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства"

7.

Обеспечение функционирования и развития селекционно-генетических, селекционно-семеноводческих, селекционно-питомниководческих и селекционно-племенных центров, осуществляющих деятельность в том числе в целях реализации Программы

единиц

-

-

-

-

-

20

20

20

20

20

20

20

20

20

8.

Количество современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, разработанных в рамках реализации Программы <1>

единиц

-

-

-

-

-

-

1

3

5

7

9

11

13

15

9.

Количество разработанных в рамках реализации Программы технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции <1>

единиц

-

-

-

-

-

-

-

1

3

5

7

9

11

13

3. Мероприятие "Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса"

10.

Темп прироста объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году

процентов

-

-

-

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

11.

Темп прироста объема производства отечественной племенной продукции (материала) в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году

процентов

-

-

-

-

-

3

3

3

3

3

3

3

3

5

12.

Темп прироста объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году

процентов

-

-

-

-

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

13.

Темп прироста объема производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году

процентов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

5

5

5

5

14.

Темп прироста объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году

процентов

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

2

15.

Темп прироста числа методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году

процентов

-

-

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

--------------------------------

<1> Значение показателя по годам реализации Программы указано нарастающим итогом.

Приложение N 3

к Федеральной научно-технической

программе развития сельского хозяйства

на 2017 - 2030 годы

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

(тыс. рублей)

Наименование мероприятия

Исполнитель мероприятия

Источник финансирования мероприятия

Всего

В том числе

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год <1>

2023 год <1>

2024 год <1>

2025 год <1>

2026 год <1>

2027 год <1>

2028 год <1>

2029 год <1>

2030 год <1>

1. Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции

Минобрнауки России

государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (до апреля 2019 г.), государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (с апреля 2019 г.)

15834696,52

-

284267,56

333902,1

450657,58

449409,46

1270993,96

1509256,56

1648029,9

1648029,9

1648029,9

1648029,9

1648029,9

1648029,9

1648029,9

Минобрнауки России

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (до февраля 2019 г.), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (после февраля 2019 г.), с 2022 года - государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

3000000

-

250000

250000

250000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

Минсельхоз России

государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (до апреля 2019 г.), государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (с апреля 2019 г.) <1>

142952,4

-

-

17751,4

122453,9

2747,1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства

Минсельхоз России

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (до февраля 2019 г.), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (после февраля 2019 г.) <1>

12890535,1

-

614713,7

439153,8

423660,7

353109

1092101,3

1170740,5

1256722,3

1256722,3

1256722,3

1256722,3

1256722,3

1256722,3

1256722,3

Минсельхоз России

государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (до апреля 2019 г.), государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (с апреля 2019 г.) <1>

21462,5

-

-

-

-

21462,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Минобрнауки России

федеральный проект "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" подпрограммы 4 "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

1830000

-

-

-

-

135000

595000

700000

400000

-

-

-

-

-

-

3. Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции

заказчики и участники комплексных научно-технических проектов

средства заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов

33933443,22

-

284449,3

671240,6

610584,12

407548,7

1120174,7

2659366,6

2851286,8

11268876,6

2588355,16

2732155,16

2808985,16

2893195,16

3037225,16

4. Прочие расходы

Минсельхоз России

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (до февраля 2019 г.), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (после февраля 2019 г.) <1>

495830,3

-

149333,4

139476,2

150320,7

56700

-

-

-

-

-

-

-

-

-

государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" <1>

524561,1

-

-

-

-

-

56700

56700

58737,3

58737,3

58737,3

58737,3

58737,3

58737,3

58737,3

Всего по подпрограмме

в том числе:

68673481,14

-

1582763,96

1851524,1

2007677

1650976,76

4359969,96

6321063,66

6439776,3

14457366,1

5776844,66

5920644,66

5997474,66

6081684,66

6225714,66

федеральный бюджет

34740037,92

-

1298314,66

1180283,5

1397092,88

1243428,06

3239795,26

3661697,06

3588489,5

3188489,5

3188489,5

3188489,5

3188489,5

3188489,5

3188489,5

бюджеты субъектов

Российской Федерации <2>

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

внебюджетные источники <3>

33933443,22

-

284449,3

671240,6

610584,12

407548,7

1120174,7

2659366,6

2851286,8

11268876,6

2588355,16

2732155,16

2808985,16

2893195,16

3037225,16

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.