13. Учет доходов от взимания платы за нарушения нормативов состава сточных вод, а также связанные с негативным воздействием на работу центральной системы водоотведения

Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии со статьей 30.2 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Согласно пункту 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), доходы остаются в распоряжении компании (не исключаются из состава НВВ):

если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненному водному объекту;

если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

При этом органами регулирования в ряде случаев не проводится анализ накопленных ресурсоснабжающей организации средств в рамках осуществления регулируемого вида деятельности.

Вместе с тем ресурсоснабжающие организации не указывают в инвестиционной программе указанные средства в качестве источника финансирования.

Следовательно, органам регулирования при установлении (корректировке) тарифов необходимо проводить анализ доходов ресурсоснабжающей организации от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, а также отражать в своих экспертных заключениях анализ и вывод органа регулирования в отношении указанных доходов и их целевого использования/отсутствия целевого использования с учетом требований пункта 14 Методических указаний N 1746-э и пункта 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2015 N 406 (далее - Правила регулирования N 406), предусматривающего требования к экспертному заключению органа регулирования.

Таким образом, доходы, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и платы за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, не исключаются из НВВ в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненному водному объекту, а также в случае их целевого использования на финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

Данный подход отражен в Предписаниях ФАС России от 20.07.2021 NN СП/60451/21, СП/60455/21.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 N 44 (вступившим в силу 05.02.2022) введен пункт 26(1) Правил регулирования N 406, определяющий порядок учета доходов от взимания платы за нарушения нормативов состава сточных вод, а также связанные с негативным воздействием на работу центральной системы водоотведения.