V. Режимы функционирования ОСЧС и мероприятия, проводимые органами управления и силами ОСЧС

V. Режимы функционирования ОСЧС и мероприятия, проводимые

органами управления и силами ОСЧС

25. При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы ОСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

26. Решением генерального директора Корпорации (на федеральном уровне) или руководителя организации Корпорации (на объектовом уровне) для соответствующих органов управления и сил ОСЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования <3>:

--------------------------------

<3> Пункт 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).

1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

2) режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.

Решения о введении для органов управления и сил ОСЧС режима повышенной готовности или режима ЧС должны содержать сведения, определенные пунктом 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).

27. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС в соответствии с пунктом 26 Положения, руководители соответствующих организаций Корпорации отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил ОСЧС.

28. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ОСЧС, являются:

1) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды в местах нахождения организаций (объектов) Корпорации и прогнозирование источников ЧС;

сбор, обработка и обмен информацией о состоянии ядерной, радиационной, пожарной, промышленной и экологической безопасности в организациях Корпорации, о составе сил и средств ОСЧС;

контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности в организациях Корпорации, на объектах организаций Корпорации;

осуществление информационного обмена между органами управления РСЧС и ОСЧС;

планирование действий органов управления и сил ОСЧС, организация подготовки и обеспечение их деятельности;

организация подготовки работников Корпорации, организаций Корпорации в области защиты от ЧС, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

представление в МЧС России научно-аналитической и прогнозной информации об источниках ЧС, связанных с деятельностью организаций Корпорации, с целью прогнозирования возникновения и развития возможных ЧС;

разработка и реализация планов (программ) по предупреждению ЧС в Корпорации, организациях Корпорации, на объектах организаций Корпорации;

осуществление контроля за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС в Корпорации, организациях Корпорации, на объектах организаций Корпорации;

руководство созданием, размещением и хранением резервов материальных ресурсов Корпорации и организаций Корпорации, предназначенных для ликвидации ЧС;

ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий в Корпорации, организациях Корпорации, на объектах организаций Корпорации, а также выработке мер по их недопущению;

2) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за развитием обстановки и состоянием окружающей среды, прогнозирование развития аварии и возможности возникновения ЧС, их масштабов и возможного ущерба от ЧС;

введение (при необходимости) круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ОСЧС;

представление в органы повседневного управления РСЧС текущей информации об источниках ЧС с целью прогнозирования дальнейшего развития возможных ЧС;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ОСЧС данных об источниках ЧС;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров возможного ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования Корпорации, организаций Корпорации, объектов организаций Корпорации в ЧС;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

приведение (при необходимости) сил и средств ОСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп из числа работников Корпорации и организаций Корпорации и организация выдвижения их в предполагаемые районы ЧС;

проверка и восполнение при необходимости резервов материальных средств и ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС;

организация работ по локализации и ликвидации ЧС;

осуществление информационного обмена между органами повседневного управления РСЧС и ОСЧС;

прогнозирование развития ЧС и возможности воздействия ее поражающих факторов на работников Корпорации и организаций Корпорации, а также на население, проживающее в местах нахождения организаций Корпорации, объектов организаций Корпорации и окружающую среду;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

3) в режиме ЧС:

оповещение работников Корпорации и организаций Корпорации, а также населения, проживающего в пределах зон действия локальных систем оповещения <4>, о возникших ЧС (источниках ЧС);

--------------------------------

<4> Пункты 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758).

проведение мероприятий по защите работников Корпорации и организаций Корпорации от ЧС;

организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств ОСЧС с учетом особенностей ЧС;

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и радиационной обстановки, прогнозирование развития возникших ЧС (источников ЧС), их масштабов и возможного ущерба;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и ходе проведения работ по ее ликвидации с органами повседневного управления РСЧС;

подготовка рекомендаций органам местного самоуправления по защите населения, проживающего в местах нахождения организаций Корпорации, объектов организаций Корпорации, в том числе в связи с проведением эвакуационных мероприятий;

взаимодействие с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

29. Ликвидация ЧС в организациях Корпорации, на объектах организаций Корпорации осуществляется силами и средствами ОСЧС объектового уровня.

Силы и средства организаций Корпорации должны обеспечивать ликвидацию наиболее вероятных ЧС локального характера (последствий потенциальных аварий).

При необходимости решением генерального директора Корпорации привлекаются дополнительные силы и средства ОСЧС.

30. Руководство силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, осуществляет руководитель ликвидации ЧС, назначаемый руководителем организации Корпорации, а в случае невозможности исполнения последним своих обязанностей - генеральным директором Корпорации.

Руководители ПАСС, АСФ, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя и исполняют обязанности руководителя ликвидации ЧС до прибытия должностного лица, к полномочиям которого отнесена ликвидация ЧС.

Руководители ликвидации ЧС устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения о проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС.