Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ,

ПРИБЫВШИХ ИЗ ДНР И ЛНР

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрена категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) - физических лиц, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ОВЗ является уникальной для Российской Федерации; в большинстве иностранных государств, в том числе странах СНГ, указанная категория обучающихся не выделяется отдельно, они включены в понятие "инвалид (ребенок-инвалид)".

Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, нет.

ПМПК принимает решение по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

При этом низкий уровень владения русским языком не может быть основанием для признания ребенка обучающимся с ОВЗ.

Обращаем внимание, что деятельность ПМПК регламентирована Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (далее - Положение). На федеральном уровне требований к обследованию детей, не являющихся гражданами Российской Федерации, нет.

Порядок работы центральной ПМПК утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, территориальной - органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (пункт 5 Положения). Указанные документы могут содержать положения по обследованию детей иностранных граждан на ПМПК.

Вместе с тем, в связи с увеличением численности детей иностранных граждан, а также детей, прибывших из ДНР и ЛНР, рекомендуем не отказывать родителям (законным представителям) в проведении обследования на ПМПК.

Для организации обследования на ПМПК могут применяться следующие рекомендации.

При организации обследования рекомендуем разработать соответствующий порядок, включающий:

1. определение порядка предоставления родителями (законными представителями) детей необходимых для проведения обследования документов. Так, одними из таких документов должны быть документы, удостоверяющие личность ребенка и его родителя (законного представителя), а также документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка.

Вместе с тем, в случае обследования детей, прибывших из ДНР и ЛНР, часть указанных документов (или все указанные документы) могут отсутствовать; в случае обследования детей иностранных граждан - не иметь официального перевода на русский язык.

При организации работы необходимо строго соблюдать действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федерального закона от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

2. определение порядка организации обратной связи с родителями (законными представителями), в том числе в части рекомендаций по медицинскому обследованию, в том числе дополнительному.

3. определить приоритетность рассмотрений обращений родителей (законных представителей) детей, прибывших из ДНР и ЛНР.

4. определение дежурного специалиста, который заблаговременно ознакомит специалистов ПМПК с запросом родителей (законных представителей), а также медицинской и педагогической документацией ребенка с целью предотвращения обсуждения анамнеза обследуемого в его присутствии.

5. обеспечить учет актуального психологического статуса конкретного ребенка при обследовании детей, прибывших из ДНР и ЛНР.

6. ребенку, родителям (законным представителям) целесообразно рассказать о предстоящем обследовании, создать положительный эмоциональный настрой, благоприятную психологическую обстановку, чтобы он меньше волновался и понимал, что ему предстоит делать.

Заранее необходимо оговорить с родителями (законными представителями), что обсуждение результатов обследования будет происходить в отсутствие ребенка.

7. определение специалистов и порядка проведения ими обследования (специалисты одновременно проводят обследование или по очереди; специалисты находятся в одном помещении или подключаются из разных мест и др.).

8. организация рабочих мест специалистов для проведения ими обследования: обеспечение хорошего освещения, отсутствие отвлекающих предметов, попадающих в поле зрения обследуемого, а также посторонних шумов. Кроме того, у специалистов должен быть в наличии стимульный материал, который они могут использовать при проведении обследования, учитывающий возраст и психофизические возможности каждого ребенка, а также его психологический статус.

Рекомендуем разместить актуальную информацию о порядке проведения обследования и выдачи рекомендаций ПМПК на официальном сайте ПМПК и на сайте Учредителя (регионального или территориального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования).

Консультирование руководителей и специалистов ПМПК организовано по электронной почте info@pmpkrf.ru и через сайт https://pmpkrf.ru/.