Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 3. Рекомендации по организации физического воспитания обучающихся в учреждениях НПО

Приложение 3

к СанПиН 2.4.3.1186-03

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО

1. В распорядке дня учреждения НПО рекомендуется отразить физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые должны организовываться в течение учебного дня, - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, подвижная перемена, факультативные занятия, расписание секций.

2. Гимнастику до начала теоретических занятий или производственной практики проводят ежедневно с целью ускорения врабатываемости организма. Продолжительность занятий около 10 минут. Используют как общеразвивающие, так и специальные гимнастические упражнения для тех групп мышц, которые преимущественно участвуют в предстоящей работе. Занятия проводят в учебных помещениях или мастерских под контролем преподавателя (мастера).

3. Физкультурные паузы продолжительностью 3 - 5 минут проводят при теоретическом обучении в середине третьего и пятого уроков с целью снятия утомления, улучшения кровообращения и дыхания организма обучающихся. При производственном обучении в мастерских или на базовых предприятиях физкультурные паузы также проводят во второй половине занятий с целью снятия утомления и повышения работоспособности организма.

При наличии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, загазованность, наличие микроклимата) физкультурная пауза проводится вне производственного помещения, т.е. в местах, специально отведенных для отдыха.

4. Подвижная перемена проводится продолжительностью не менее 20 минут, после двух уроков теоретического обучения. Организация и проведение перемены возложены на руководителя физического воспитания и на преподавателя, проводящего предшествующий урок. Цель занятий - оптимизация двигательного режима и профилактика переутомления обучающихся.

5. При организации урока физической культуры продолжительностью 45 минут на подготовительную часть отводят 8 - 15 минут, на основную - 25 - 30 минут и на заключительную - 3 - 5 минут. Моторная плотность урока должна составлять 60 - 80%. В основной части урока задают физическую нагрузку на уровне частоты пульса 170 - 180 уд/мин. На профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) отводят 20 - 40% от общего времени урока.

6. Рекомендуется проводить 1 - 2 специализированных урока физической культуры в неделю с высокой интенсивностью нагрузки (моторная плотность 80 - 100%) и избирательной направленностью на развитие ключевых профессионально-значимых функций, характерных для осваиваемой профессии.

7. На период производственной практики и каникул руководитель физического воспитания учреждения НПО дает обучающимся "домашнее задание" для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задания должны быть связаны с учебной программой, быть конкретными и проверяемыми.

8. Педагогический коллектив учреждения НПО формирует у обучающихся положительную мотивацию к регулярным занятиям физкультурой и спортом во внеучебное время. Эти занятия включают утреннюю физическую зарядку в сочетании с закаливающими процедурами, самостоятельные занятия и тренировки с учетом профессионально-прикладной направленности и полезности для дальнейшей профессиональной деятельности.

9. При организации внеклассной спортивной работы следует культивировать те виды спорта, которые обладают профессионально-прикладной эффективностью и учитывают специфику выбранной профессии. Примеры представлены в таблице: