<Письмо> Росаккредитации от 10.03.2020 N 5024/05-АБ "О рассмотрении обращения"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 марта 2020 г. N 5024/05-АБ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации в пределах установленной компетенции рассмотрело обращение и сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) Федеральный закон N 412-ФЗ также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Статьей 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ предусмотрены особенности осуществления аккредитации национальным органом по аккредитации в отдельных сферах деятельности, в том числе при обращении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала, органов инспекций, органов по сертификации продукции и (или) услуг, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ при обращении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала, органов инспекций, органов по сертификации продукции и (или) услуг, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия, а также органов, выполняющих работы по оценке соответствия, проведению экспертиз, исследований (испытаний) и измерений в случаях, если законодательством Российской Федерации не установлено требование о наличии у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей аккредитации в национальной системе аккредитации, аккредитация таких лиц осуществляется на основании результатов проводимых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением работ по оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации.

Согласно части 3 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ оценка соответствия заявителя осуществляется подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением на платной основе на основании договора, заключенного с заявителем.

Под подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением понимается федеральное автономное учреждение "Национальный институт аккредитации".

В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение обеспечивает ведение реестра сертификатов соответствия, выданных лицами, аккредитованными в соответствии с положениями настоящей статьи, на объекты, прошедшие добровольную сертификацию. За внесение сведений в указанный реестр взимается плата. Порядок формирования и ведения указанного реестра, в том числе размер платы, взимаемой с аккредитованных лиц за внесение сведений в указанный реестр, предоставление содержащихся в нем сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" (далее - Положение), Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения Росаккредитация имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Вместе с тем, решение поставленных в обращении вопросов относится, в том числе, к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. С учетом имеющейся в Службе позиции Росстандарта сообщаем следующее.

Согласно пункту 5.4.17.8 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, Росстандарт осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (далее - Единый реестр). Государственная услуга по ведению Единого реестра предоставляется Росстандартом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.10.2012 N 1440 (далее - Административный регламент).

Положениями Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем в Росстандарт для оказания государственной услуги по регистрации систем добровольной сертификации и внесения изменений в основополагающие документы систем.

В соответствии с пунктом 68 Административного регламента регистрация изменений в сведения о ранее зарегистрированной системе добровольной сертификации выполняется ответственным исполнителем по заявлению лица или лиц, создавших данную систему добровольной сертификации, с предоставлением иных документов, указанных в пункте 28 Административного регламента, путем внесения изменений в сведения, приведенные в регистрационной карточке данной системы добровольной сертификации.

Так, в целях реформирования системы добровольного подтверждения соответствия в Российской Федерации в рамках установленных полномочий приказом Росстандарта от 26.12.2019 N 3358 "Об отмене действия систем добровольной сертификации на территории Российской Федерации и исключении сведений из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации" отменено действие восьми систем добровольной сертификации, единоличным владельцем которых являлся Росстандарт, включая Систему сертификации "Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России" (рег. N РОСС.RU.0001.03ДО00).

Соответствующие сведения размещены в регистрационных карточках указанных систем в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в установленном порядке.

Переходный период в связи с отменой действия указанных систем добровольной сертификации не предусмотрен.

Таким образом, на сегодняшний день Росстандарт является создателем и владельцем единственной системы добровольной сертификации, зарегистрированной в Едином реестре 09.01.2017 под регистрационным номером РОСС RU.0001.03НСС0, - "Национальной системы сертификации", созданной в соответствии с приказом Росстандарта от 29.12.2016 N 2033.

Основными целями создания Национальной системы сертификации являются: удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям документов национальной системы стандартизации; создание условий для информирования заинтересованных лиц об объектах оценки соответствия, соответствующих требованиям документов национальной системы стандартизации; содействие потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; содействие в создании условий для обеспечения экспорта продукции, работ, услуг, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли; создание условий для снижения рисков производства продукции, несоответствующей требованиям документов национальной системы стандартизации, на всех этапах ее производства; снижение рисков поставки потребителю фальсификата и контрафактной продукции.

В отношении срока действия сертификатов соответствия, выданных в рамках прекративших свое действие систем добровольной сертификации, Росстандарт сообщает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" действие полученного заявителем сертификата соответствия легитимно до истечения срока действия такого сертификата соответствия и может быть ограничено специфическими параметрами объекта сертификации, в частности сроком годности или сроком службы продукции, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иными параметрами, отражающими специфику соответствующего объекта сертификации.

В то же время, учитывая отмену действия соответствующих систем добровольной сертификации приказом Росстандарта от 26.12.2019 N 3358, относящаяся в соответствии с положениями нормативно-технических актов в сфере технического регулирования к полномочиям органа по сертификации (с возможным привлечением аккредитованной испытательной лаборатории) функция инспекционного контроля за сертифицированными объектами в течение всего срока действия сертификата соответствия, при положительных результатах проведения которого действие сертификата соответствия считается подтвержденным, о чем указывается в акте инспекционного контроля, а при отрицательных результатах которого органом по сертификации принимается решение о приостановке или об отмене действия сертификата соответствия, в отношении объектов, сертифицированных в рамках систем добровольной сертификации, действие которых отменено, не может быть реализована.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие возможности исполнения возлагаемых на органы по сертификации и в необходимых случаях привлекаемые испытательные лаборатории (центры) функций по проведению инспекционного контроля за сертифицированными в рамках упомянутых систем добровольной сертификации объектами ввиду отмены действия этих систем, во избежание возникновения барьеров в части проведения процедур, связанных и сопровождающих процесс сертификации объектов в добровольной сфере, соответствующие процедуры могут быть осуществлены в рамках одной из зарегистрированных в Едином реестре и функционирующих в настоящее время систем добровольной сертификации посредством признания сертификатов соответствия в рамках такой системы, в том числе, в рамках Национальной системы сертификации, в случае участия органа по подтверждению соответствия, выдавшего сертификат, в данной системе добровольной сертификации.

Информация о системах добровольной сертификации, зарегистрированных в Едином реестре, размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в свободном доступе заинтересованных лиц по следующей ссылке: https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr.

В части осуществления маркировки продукции знаком соответствия Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России, действие которой отменено с 26.12.2019 вышеупомянутым приказом Росстандарта N 3358, сообщаем следующее.

Система сертификации ГОСТ Р была разработана Госстандартом России и введена в действие 01.05.1992 как система, в рамках которой предполагалось осуществление обязательного подтверждения соответствия установленных объектов при одновременной возможности осуществления в рамках указанной системы добровольного подтверждения соответствия.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 N 11, Госстандарт организует и координирует деятельность участников системы сертификации ГОСТ Р.

В связи с принятием приказа Минпромторга России от 22.09.2016 N 3358 постановление Госстандарта России от 17.03.1998 N 11 признано не подлежащим применению. Далее, с 13.05.2017 вступил в силу приказ Минпромторга России от 05.04.2017 N 1037 "О признании не подлежащими к применению постановлений Госстандарта России от 21.09.1994 N 15, 25.07.1996 N 15 и от 11.07.2002 N 60".

Правовыми последствиями принятия приказов Минпромторга России от 22.09.2016 N 3358 и от 05.04.2017 N 1037 явилась отмена права использования бланков Системы сертификации ГОСТ Р для целей обязательной сертификации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с постановлением Госстандарта России от 29.06.1998 N 50 "Об утверждении нормативных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации продукции (работ, услуг)" с изменениями, внесенными постановлением Госстандарта России от 04.11.2000 N 76, знак соответствия Системы сертификации ГОСТ Р, включая соответствующие ее подсистемы, при добровольной сертификации продукции (работ, услуг), представляющий собой графическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации в соответствии с ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования" с надписью "Добровольная сертификация" либо с применением иных графических элементов, неприменим в целях маркирования продукции, соответствующей требованиям национальных стандартов.

Положение о знаке соответствия Системы сертификации ГОСТ Р по добровольной сертификации продукции (работ, услуг), включая ее подсистемы, на соответствие требованиям государственных стандартов, утвержденное постановлением Госстандарта России от 29.06.1998 N 50, утратило силу с 01.11.2000 на основании постановления Госстандарта России от 04.11.2000 N 76. Правила по проведению добровольной сертификации продукции (работ, услуг) на соответствие требованиям государственных стандартов, утвержденные постановлением Госстандарта России от 29.06.1998 N 50, утратили силу с 01.11.2000 на основании постановления Госстандарта России от 04.11.2000 г. N 76. Нанесение знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р на продукцию, соответствующую национальным стандартам, и (или) сопроводительную документацию к такой продукции, не применяется.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" в качестве публичного заявления с целью информирования заинтересованных сторон о соответствии продукции требованиям национального стандарта (стандартов) расценивается маркирование продукции и (или) эксплуатационной или иной документации, прилагаемой к такой продукции, знаком национальной системы стандартизации.

Согласно статье 8 и статье 9 указанного закона порядок применения знака национальной системы стандартизации устанавливает Минпромторг России, а Росстандарт, в свою очередь, выполняет ряд полномочий в части организации применения знака национальной системы стандартизации (утверждение изображения и описания знака национальной системы стандартизации, а также организации размещения в свободном доступе на официальном сайте информации о продукции, маркированной знаком национальной системы стандартизации).

Изображение и описание знака национальной системы стандартизации, используемого для маркирования документов национальной системы стандартизации и продукции, и (или) эксплуатационной или иной документации, прилагаемой к такой продукции, соответствующей национальным стандартам, утверждены приказом Росстандарта от 23.06.2016 N 795 "Об утверждении изображения и описания знака национальной системы стандартизации" (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2016, регистрационный номер 42739).

Исключительное право на знак национальной системы стандартизации принадлежит Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) N 610659). Маркирование продукции и (или) эксплуатационной или иной документации, прилагаемой к такой продукции, знаком национальной системы стандартизации в целях информирования заинтересованных сторон о соответствии продукции требованиям национального(ых) стандарта(ов) возникает в том числе в случае успешного прохождения процедуры добровольной сертификации в системе добровольной сертификации "Национальная система сертификации" (НСС).

По вопросу применения бланков сертификатов соответствия сообщаем, что бланк сертификата соответствия Системы сертификации ГОСТ Р и соответствующих ее подсистем, ранее находившихся в ведении Росстандарта, содержит в верхней его части наименование Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, что согласно регламентируемым нормативно-техническими актами Российской Федерации требованиям к составу реквизитов документов, к оформлению реквизитов и к бланкам документов соответствует месту расположения наименования организации, которой принадлежит данный бланк.

В соответствии с вышеизложенным применение с 26.12.2019 бланков Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в рамках систем добровольной сертификации, владельцем которых Росстандарт не является, а также в рамках систем добровольной сертификации, действие которых отменено, является неправомерным.

Наряду с указанным, действующим законодательством о техническом регулировании требований к бланкам сертификатов соответствия, выдаваемым в рамках систем добровольной сертификации, не установлено. Таким образом, форма бланка добровольных сертификатов соответствия регламентируется внутренними документами каждой конкретной системы добровольной сертификации, а также может быть приведена при необходимости в Правилах функционирования этой Системы, утвержденных в установленном порядке ее держателем.

Начальник Управления

правового обеспечения

и международного сотрудничества

А.А.БУРЛАК