1.2. ГУ и НМПТ: отличия объектов

При проведении экспертизы обозначения, заявленного в качестве ГУ или НМПТ, необходимо учитывать особенности объекта, регистрация которого испрашивается.

ГУ и НМПТ являются объектами интеллектуальных прав, средствами индивидуализации. Определения ГУ и НМПТ закреплены в Кодексе.

Географическое указание - обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). <69>

--------------------------------

<69> Абз. 1 п. 1 ст. 1516 Кодекса.

НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. <70>

--------------------------------

<70> Абз. 2 п. 1 ст. 1516 Кодекса.

Из приведенных выше определений следует, что географическое указание и НМПТ представляют собой обозначения, позволяющие идентифицировать товары, характеристики или особые свойства которых зависят от географической среды.

Вместе с тем в регулировании географического указания и НМПТ присутствует ряд заметных отличий:

1. НМПТ - словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования.

Географическое указание - любое обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий из определенной территории.

2. Одно из основных требований к НМПТ - известность обозначения, которая возникла задолго до подачи заявки на государственную регистрацию такого обозначения в качестве НМПТ в результате его использования в отношении конкретного товара.

Отсутствие известности обозначения в отношении товара не является препятствием для регистрации географического указания.

3. НМПТ регистрируется в отношении товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Сопровождаемый НМПТ товар является уникальным.

Географическое указание регистрируется в отношении товара, обладающего определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением.

4. В случае географического указания на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.

В случае НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

5. Для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 1516 Кодекса.

Для регистрации географического указания заявитель сам собирает и представляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением.