I. Общие положения

1. Предупреждение преступлений и правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач федеральных органов налоговой полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками федеральных органов налоговой полиции в пределах установленной компетенции с целью:

- выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

- пресечения покушений на преступления (т.е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и правонарушений.

2. Правовой основой деятельности федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений являются Конституция Российской Федерации <1>, Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" <2>, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" <3>, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации <4>, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <5>, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

--------------------------------

<1> "Российская газета", N 237, 25.12.93.

<2> Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 22.07.93, N 29, ст. 1114.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 17.08.95, N 33, ст. 3349.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (ч. I), ст. 1.

3. Деятельность по предупреждению преступлений и правонарушений основывается на принципах:

- законности;

- соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- сочетания гласных и негласных методов работы;

- взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, организациями и гражданами.

4. Планируемые и осуществляемые специальные меры упреждающего воздействия должны отвечать требованиям:

- объективности и актуальности, т.е. отражать адекватную криминогенной обстановке потребность в осуществлении этих мер и возможность соответствующих субъектов по их исполнению;

- комплексности, т.е. обязательному объединению усилий различных субъектов предупредительной деятельности;

- приоритетности, т.е. обеспечивать оптимальный выбор форм и тактики проведения предупредительных мер.

5. Основными задачами федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений являются:

- защита экономических интересов государства путем организации противодействия криминогенным процессам в сфере экономики и обеспечения сдерживания и сокращения налоговой и связанной с ней экономической преступности;

- принятие необходимых мер, направленных на устранение и нейтрализацию установленных причин и условий налоговой и связанной с ней иной экономической преступности, в том числе должностных преступлений и противоправных посягательств в отношении работников налоговых органов и сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

- проведение специальных криминологических исследований с целью выявления особенностей и тенденций преступности в различных сферах и отраслях экономической деятельности; разработка предложений по преодолению и устранению выявленных криминогенных факторов;

- выявление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступных намерений и принятие превентивных мер по пресечению преступных посягательств;

- проведение индивидуальной профилактической работы с лицами (группами лиц), противоправные действия (бездействие) которых не содержат признаков преступления, но дают основания применить к ним предупредительные меры;

- проведение общей профилактики в целях устранения и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также создания в обществе обстановки нетерпимости к преступлениям и правонарушениям, посягающим на экономическую безопасность государства;

- мониторинг и анализ происходящих в сфере экономики негативных процессов и явлений, связанных с уклонением от уплаты налоговых платежей, их минимизацией, с утечкой капиталов за рубеж, с легализацией доходов, полученных преступным путем, и разработка соответствующих предложений (экономических, социальных, правовых, организационных и иных) по их недопущению и устранению.

6. Деятельность федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений включает в себя следующие направления:

- профилактику преступлений и правонарушений (общую и индивидуальную);

- предотвращение готовящихся преступлений и правонарушений;

- пресечение покушений на преступления.