IV. Основные формы и методы работы по предупреждению преступлений и правонарушений

IV. Основные формы и методы работы

по предупреждению преступлений и правонарушений

22. Общая профилактика преступлений и правонарушений

22.1. Общая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность субъектов предупреждения преступлений и правонарушений по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений и правонарушений.

22.2. Основные формы и методы проведения общей профилактики.

22.2.1. Организация и участие в работе координационных совещаний правоохранительных органов по вопросам осуществления борьбы с налоговыми и иными преступлениями и правонарушениями в сфере экономики, а также с коррупцией.

22.2.2. Освещение в центральных, региональных и местных средствах массовой информации основных результатов правоприменительной практики по расследованным уголовным делам о налоговых и иных преступлениях и правонарушениях, а также разъяснение основных положений законодательства о налогах и сборах, уголовного и административного законодательства.

22.2.3. Осуществление мероприятий по воспитанию активности населения в борьбе с преступлениями, в том числе проведение лекций, тематических занятий в образовательных учреждениях, организациях и общественных объединениях.

22.2.4. Создание в обществе обстановки нетерпимости и осуждения лиц, совершающих коррупционные преступления либо преступления и правонарушения, посягающие на экономическую безопасность государства.

22.2.5. Освещение в средствах массовой информации конкретных обвинительных приговоров судов с целью формирования у населения сознания неотвратимости наказания за совершенные преступления и правонарушения.

22.2.6. Установление всех обстоятельств, имеющих значение для раскрытия преступлений и изобличения виновных в их совершении, и доведение до общественности условий, способствовавших совершению преступлений, и причин, их порождающих.

22.2.7. Своевременное принятие в отношении уличенных в использовании своего служебного положения вопреки интересам службы работников налоговых органов и сотрудников федеральных органов налоговой полиции действенных мер по привлечению их к установленной законом ответственности. Доведение результатов этой работы до общего сведения.

22.2.8. Осуществление постоянного контроля за обоснованностью и законностью действий должностных лиц налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции в процессе их служебной деятельности.

22.2.9. Проведение мероприятий, направленных на недопущение условий, создающих возможность расшифровки планируемых и проводимых оперативно-розыскных мероприятий и лиц, сотрудничающих с федеральными органами налоговой полиции.

22.2.10. Совершенствование защищенности охраняемых объектов.

22.2.11. Создание и поддержание в коллективах налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции обстановки нетерпимости к поступкам, связанным с беспринципностью при выполнении служебных обязанностей и стремлением к обогащению за счет использования служебного положения вопреки интересам службы.

22.2.12. Совершенствование подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров федеральных органов налоговой полиции.

22.2.13. Направление в органы государственной власти Российской Федерации, должностным лицам организаций и общественных объединений информации о выявленных причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, и предложений по их устранению и нейтрализации.

22.3. Мероприятия по общей профилактике разрабатываются субъектами предупреждения преступлений и правонарушений и отражаются в их планах работ.

В ФСНП России в установленном порядке разрабатывается комплексный план по предупредительно-профилактической и разъяснительной работе.

23. Индивидуальная профилактика преступлений и правонарушений

23.1. Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления или правонарушения и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному.

23.2. Основанием для проведения индивидуальной профилактики является наличие достоверных данных, свидетельствующих о возможности либо намерении лица совершить преступление или правонарушение. Решение на осуществление индивидуальной профилактики должно основываться на тщательном уголовно-правовом анализе деяний лица с учетом особенностей его личности и иных обстоятельств.

23.3. Профилактика конкретных лиц не влечет за собой ущемления их конституционных прав и свобод.

23.4. Деятельность федеральных органов налоговой полиции по осуществлению индивидуальной профилактики включает:

- выявление лиц, подлежащих профилактике;

- изучение этих лиц и источников негативного воздействия на них;

- прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики;

- проверку объекта профилактики по оперативным учетам;

- постановку объекта на соответствующий профилактический учет;

- планирование мер индивидуальной профилактики;

- непосредственное профилактическое воздействие;

- проверку результатов проведенных профилактических мероприятий.

23.5. Постановка конкретных лиц на профилактический учет, а также непосредственное профилактическое воздействие на них осуществляется с санкции начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя.

При этом сотрудник налоговой полиции, непосредственно выявивший подлежащее профилактике лицо, представляет начальнику федерального органа налоговой полиции либо его заместителю соответствующий рапорт, завизированный начальником своего подразделения, с изложением оснований постановки объекта на профилактический учет либо применения к нему конкретных мер профилактического воздействия.

23.6. Постановка на профилактический учет и непосредственное профилактическое воздействие на работников налоговых органов, сотрудников федеральных органов налоговой полиции от начальника отдела и выше осуществляется только с санкции начальника федерального органа налоговой полиции, по рапорту сотрудника налоговой полиции, завизированного начальником подразделения безопасности и борьбы с коррупцией.

23.7. Профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах:

- индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения);

- заслушивание отчетов на межведомственных балансовых комиссиях и комиссиях по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины (для недоимщиков);

- привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;

- создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;

- осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого;

- иные формы.

Методика проведения каждой из форм профилактического воздействия разрабатывается субъектами предупреждения преступлений.

23.8. Индивидуальное профилактическое воздействие в форме беседы оказывается с применением метода убеждения и, как правило, должно содержать в себе:

- разъяснение причины проведения беседы;

- получение объяснений в письменной с согласия профилактируемого лица или устной форме об обстоятельствах и мотивах, способствовавших созданию предпосылок для совершения преступлений и правонарушений;

- предупреждение о возможных последствиях, включая уголовное преследование, в случае реализации преступных намерений.

Запрещается использование в ходе проведения индивидуальной беседы сведений, полученных от лиц, конфиденциально сотрудничающих с федеральными органами налоговой полиции, если это может привести к их расшифровке.

23.9. В ходе проведения предупредительной беседы в соответствии с подпунктом 6 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" может быть в письменном виде вынесено официальное предостережение лицам с требованием своевременной уплаты налогов и сборов либо устранения иных нарушений законодательства (приложение 1).

Неисполнение указанного в официальном предостережении требования должностного лица федеральных органов налоговой полиции может повлечь применение к виновным мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23.10. Для проведения индивидуальной профилактической работы могут использоваться служебные помещения федеральных органов налоговой полиции или иные помещения, обстановка и условия в которых отвечают требованиям безопасности и способствуют достижению цели профилактики.

23.11. Проведение индивидуальной профилактики с лицами в связи с высказываниями ими в адрес работников налоговых органов или сотрудников федеральных органов налоговой полиции угроз убийства, нанесения тяжких телесных повреждений или уничтожения их имущества не исключает возможность решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечения таких лиц к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством.

23.12. Запрещается проведение индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. В этих случаях, при наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством оснований, принимается процессуальное решение.

23.13. По фактам правонарушений, не являющихся уголовно-наказуемыми, материалы в отношении работников налоговых органов и сотрудников федеральных органов налоговой полиции направляются для принятия необходимых мер руководителям соответствующих органов.

23.14. Мероприятия индивидуальной профилактики в обязательном порядке документально оформляются справками, в которых указывается в связи с чем, где, кем и когда они проведены, кем санкционированы, реакция на них профилактируемых лиц.

23.15. Документальное оформление и учет результатов индивидуальной профилактической работы осуществляются в срок не более 3 суток после проведения профилактической беседы или иного профилактического воздействия.

23.16. Материалы индивидуальной профилактической работы в виде подборок регистрируются по общим правилам делопроизводства в секретариате органа налоговой полиции и хранятся в подразделениях федеральных органов налоговой полиции, непосредственно проводивших эту работу, в течение 2 лет со дня постановки лица на профилактический учет, а затем уничтожаются по акту в установленном порядке.

23.17. Учет профилактированных лиц ведется в федеральном органе налоговой полиции в подразделении регистрации и архивных фондов по карточкам учета индивидуальной профилактики (приложение 2). Проведенные профилактические мероприятия и их результаты отражаются в соответствующих разделах указанной карточки сотрудником, их проводившим.

Срок хранения карточек учета индивидуальной профилактики в архиве составляет 5 лет.

24. Предотвращение подготавливаемых преступлений и правонарушений.

24.1. Предотвращение подготавливаемых преступлений и правонарушений представляет собой комплекс организационных, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и административно-процессуальных мер, направленных на недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений и правонарушений.

24.2. Предотвращение преступлений и правонарушений имеет цель склонить лиц к добровольному отказу от приискания, изготовления или приспособления средств совершения преступлений, приискания соучастников, сговора на совершение преступления и правонарушения либо иного умышленного создания условий для их совершения, а также к добровольному прекращению действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления.

24.3. Предотвращение преступлений и правонарушений включает:

- выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения преступления или правонарушения;

- устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении преступления или правонарушения;

- искусственное создание обстановки, исключающей либо существенно затрудняющей возможность совершения преступления или правонарушения;

- привлечение лица к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности за совершение подготовительных действий.

24.4. Методы действий по предотвращению преступлений и правонарушений избираются в зависимости от сложившейся обстановки, конкретного состава замышляемого и подготавливаемого преступления, социального статуса фигуранта, его психологических особенностей и иных условий и обстоятельств.

24.5. Документальное оформление работы по предотвращению замышляемых либо подготавливаемых преступлений и правонарушений, а также оформление принятых решений (в т.ч. процессуальных) организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административно-процессуальную деятельность, а также порядок привлечения сотрудников налоговой полиции к дисциплинарной ответственности.

24.6. Противоправная деятельность лиц, замышляющих либо подготавливающих совершение преступлений и правонарушений, в обязательном порядке документируется, в том числе фиксируется в соответствии с законодательством с помощью видео-, фото- и аудиозаписи.

Результаты документирования приобщаются к делам оперативного учета либо к материалам подборок индивидуальной профилактики.

25. Пресечение покушений на преступления

25.1. Пресечение покушений на преступления представляет собой комплекс оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер, имеющих цель остановить умышленные действия (бездействие) лица (лиц), непосредственно направленные на совершение преступления.

25.2. Пресечение покушений на преступления включает:

- своевременное выявление признаков покушения на преступление;

- принятие адекватных мер по недопущению доведения преступления до конца и нанесения начатыми действиями материального ущерба;

- привлечение виновных к уголовной ответственности за покушение на преступление в соответствии с законодательством.

25.3. Работа по пресечению покушений на преступления подлежит обязательному документированию, в том числе с применением видео-, фото- и аудиозаписи. Ее документальное оформление (в т.ч. принятые процессуальные решения) осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством.