2. Задачи, принципы, перечень мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка

2. Задачи, принципы, перечень мероприятий по восстановлению

и поддержанию общественного порядка

Задача по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, определена Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и организации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

создание сил охраны общественного порядка, их подготовка, а также оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

охрана объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией <1>), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

--------------------------------

<1> Пункт 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

При этом задачи по обеспечению безопасности дорожного движения и охране объектов, подлежащих обязательной охране национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра, возложены на МВД России и войска национальной гвардии Российской Федерации (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").

В целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями могут создаваться нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка) <2>.

--------------------------------

<2> Приложение N 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701.

Команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - команды и группы ООП) выполняют свои функции во взаимодействии с подразделениями (органами) МВД России, Росгвардии, а также другими участниками обеспечения правопорядка.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации <3> к участию в обеспечении правопорядка могут также привлекаться:

--------------------------------

<3> Пункты 21.18, 21.31, 37.7 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"; статья 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьи 2, 3 и 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", статья 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

военная полиция;

российское казачество;

представители общественных объединений правоохранительной направленности;

работники частных охранных организаций, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, не являющихся федеральными органами исполнительной власти;

граждане Российской Федерации.

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов <4>.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 2 апреля 2004 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается <4>.

Основными принципами деятельности команд и групп ООП при выполнении задач в соответствии с предназначением являются:

соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (личному составу формирований запрещается прибегать к насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению);

законность (всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации);

взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также недопустимость подмены полномочий этих органов.