IV. Анализ качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушения законодательства

IV. Анализ качества проведения и результативности

мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия

неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате

нарушения законодательства

37. Анализ качества проведения и результативности мероприятий по использованию лесов и выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушения законодательства (далее - дистанционный мониторинг использования лесов) проводится с использованием методов дистанционного зондирования.

Объектами дистанционного мониторинга использования лесов, при котором осуществляется ежемесячное (непрерывный дистанционный мониторинг) или ежегодное (дистанционный мониторинг) слежение за состоянием использования лесов в целях выявления признаков нарушений лесного законодательства в течение года выполнения работ, являются лесничества (участковые лесничества), расположенные на землях лесного фонда.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 ст. 16 утратила силу. Положения ст. 16 прежней редакции см. в ст. 23.1 новой редакции.

38. При дистанционном мониторинге (непрерывном дистанционном мониторинге) учету подлежат лесные участки, предоставленные в пользование для видов использования лесов, определенных статьями 29, 29.1, 43 - 46 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464; 2021, N 27, ст. 5129, ст. 5131, ст. 5132), а также рубки лесных насаждений в соответствии со статьей 16 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

39. Определение субъектов Российской Федерации и лесничеств (участковых лесничеств) для проведения работ по дистанционному мониторингу (непрерывному дистанционному мониторингу) проводится с учетом оценки возможности возникновения нарушений лесного законодательства, основанной на анализе показателей уровня использования лесов, имеющейся ресурсной базы древесины, перспективной к заготовке, транспортной доступности, наличия путей сбыта, а также информации о нарушениях лесного законодательства, выявленных в прошлые годы (далее - риск-ориентированный подход).

Работы проводятся преимущественно в многолесных районах с интенсивным уровнем использования лесов, большими объемами заготовки и переработки древесины, высокой долей арендованных лесных участков для видов использования лесов, определенных статьями 29, 29.1, 43 - 46 Лесного кодекса, и где были выявлены факты незаконных рубок лесных насаждений в предыдущие годы, в том числе по материалам дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга).

40. Работы по дистанционному мониторингу (непрерывному дистанционному мониторингу) проводятся на лесных участках или их частях, где использование лесов осуществлялось в течение текущего и предыдущего годов.

41. Работы по дистанционному мониторингу (непрерывному дистанционному мониторингу) включают:

а) получение (по запросам Федерального агентства лесного хозяйства, территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства, исполнителя работ) от органов государственной власти субъектов Российской Федерации материалов последнего лесоустройства, государственного лесного реестра, данных о выявленных случаях незаконных рубок лесных насаждений, сведений из отраслевой отчетности, от подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства организаций информации о пожарах, ветровалах, иных неблагоприятных природных факторах негативного воздействия на леса;

б) актуализацию дорожно-транспортной сети, гидрографической сети и границ категорий защитных лесов в отношении лесничеств (участковых лесничеств) по материалам последнего лесоустройства и данным ГЛР;

в) получение и обработку материалов ДЗЗ (в том числе аэрофотосъемки или БВС) с пространственным разрешением не хуже 15 м/пиксель, полученных по результатам съемки, проведенной в течение текущего года и не позднее двух предыдущих лет;

г) совмещение ортотрансформированных данных ДЗЗ и векторной информации о лесничестве (участковом лесничестве), анализ данных ДЗЗ, полученных на одну и ту же территорию в разные периоды времени (далее - разновременные данные ДЗЗ);

д) получение, обработку и анализ информации из единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЛесЕГАИС) об использовании лесов по данным государственных контрактов, государственных заданий, отчетов об использовании лесов, договоров купли-продажи лесных насаждений, лесных деклараций, договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного пользования лесными участками, решений о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков, иных материалов, запрашиваемых исполнителем работ у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

е) контурно-аналитическое дешифрирование материалов ДЗЗ, в том числе методами автоматизированной обработки с последующей векторизацией границ лесных участков, где осуществлялось использование лесов, а также имелось воздействие неблагоприятных природных факторов на леса, вычисление площадей отдешифрированных лесных участков, верификация с информацией из ЛесЕГАИС с целью выявления и определения признаков нарушений лесного законодательства;

ж) направление в течение трех рабочих дней с даты дешифрирования информации о выявленных признаках нарушений лесного законодательства (карточек дешифрирования мест использования лесов, ведомостей выявленных признаков нарушений) в соответствующие территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

з) верификацию в натуре результатов дешифрирования (по требующим проверки в полевых условиях) по всем лесным участкам, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не согласны с результатами дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга), с опознаванием на местности и проведением инструментальной съемки границ лесного участка и определением его площади;

и) анализ и обобщение результатов, подготовку по результатам работ ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации.

42. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводят документарные и натурные проверки выявленных признаков нарушений лесного законодательства, в том числе по фактам непредоставления, несвоевременного предоставления или предоставления недостоверной информации в ЛесЕГАИС, по результатам дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".

43. В случае несогласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с результатами дешифрирования материалов ДЗЗ назначается натурное обследование. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнителя работ проводят натурное обследование не менее 50% лесных участков по дистанционному мониторингу и всех лесных участков по непрерывному дистанционному мониторингу в каждом субъекте Российской Федерации.

44. В случаях непринятия мер реагирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации на выявляемые дистанционным мониторингом (непрерывным дистанционным мониторингом) признаки нарушений лесного законодательства или предоставления недостоверной информации о неподтверждении результатов дистанционного мониторинга (непрерывного дистанционного мониторинга) территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства действуют в соответствии с полномочиями, установленными Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденным приказом Минприроды России от 30 января 2015 г. N 38 (зарегистрирован Минюстом России 6 мая 2015 г., регистрационный N 37149), с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 19 октября 2016 г. N 540 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2016 г., регистрационный N 45024), от 12 декабря 2017 г. N 660 (зарегистрирован Минюстом России 12 января 2018 г., регистрационный N 49623), от 10 декабря 2020 г. N 1047 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61920), в том числе, направляют материалы в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.