Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 2. Реализация инфраструктурных проектов

Банк России содействует развитию национальной цифровой финансовой инфраструктуры, обеспечивающей равный доступ к ней всех участников по единым стандартам и правилам на равных тарифных условиях. Развитие такой инфраструктуры является основой для повышения доступности финансовых продуктов и услуг для граждан и бизнеса, сокращения их затрат, увеличения скорости и удобства взаимодействия с финансовыми организациями, а также развития конкуренции на финансовом рынке.

Банк России продолжит развитие механизма дистанционной идентификации с использованием Единой биометрической системы (ЕБС), позволяющей перевести все финансовые услуги полностью в цифровой вид, повысить их доступность для потребителей, в том числе людей с инвалидностью, пожилого и маломобильного населения, а также будет способствовать развитию конкуренции на финансовом рынке. Потенциал развития системы дистанционной идентификации существенно возрос с принятием законодательных изменений, которые предусматривают возможность использования ЕБС для дистанционного предоставления любых финансовых, нефинансовых и государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. В процессе развития ЕБС будет обеспечено соблюдение принципа добровольности передачи данных гражданами в ЕБС, а также возможность использования данных в ЕБС с согласия гражданина. В перспективе планируется обеспечить интеграцию ЕБС и платформы коммерческих согласий граждан по мере ее создания.

Для повышения удобства использования системы будет осуществляться развитие механизмов регистрации биометрических данных. Предполагается, что сбор биометрических данных будет осуществляться не только в банках, но и в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Также планируется проведение эксперимента, предусматривающего возможность самостоятельной регистрации биометрических данных с помощью защищенного мобильного приложения. Помимо этого, будет проработана возможность использования механизма видеоидентификации, а также проанализирована возможность использования кросс-идентификации между всеми субъектами исполнения Закона о ПОД/ФТ.

Кроме того, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации проработает вопрос о распространении "биометрического" способа проведения идентификации на физических лиц - нерезидентов без посещения ими Российской Федерации.

В рамках развития инфраструктуры Цифрового профиля планируется обеспечить его широкое использование кредитными, страховыми, микрофинансовыми организациями и операторами финансовых платформ, а в дальнейшем и иными участниками финансового рынка для оказания финансовых услуг.

Планируется также создание Цифрового профиля юридического лица, который обеспечит быстрый и удобный обмен сведениями между государственными информационными системами и организациями для предоставления услуг индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу и иным юридическим лицам.

На постоянной основе будет осуществляться расширение видов сведений и обеспечена актуализация данных, доступных в Цифровом профиле физического лица и Цифровом профиле юридического лица, необходимых для дистанционного оказания услуг гражданам и бизнесу.

Банк России продолжит развивать сервисы Системы быстрых платежей. Планируется предоставить гражданам возможность совершения через СБП онлайн-платежей в бюджетную систему Российской Федерации (сервис C2G), в том числе для оплаты налогов, штрафов, сборов и пошлин. Также в СБП планируется реализовать сервис для осуществления государством онлайн-выплат гражданам (сервис G2C), что повысит оперативность поступления выплат из бюджета. Банк России обеспечит дальнейшее расширение использования сервисов C2B и B2C, в том числе для сегмента малого и среднего бизнеса, что позволит бизнесу значительно сократить свои издержки.

В рамках Национальной системы платежных карт (НСПК) и платежной системы "Мир" продолжится дальнейшее развитие продуктов и сервисов на базе инновационных цифровых решений в целях предоставления гражданам возможности совершать удобные и безопасные платежи, содействия прозрачности платежей для государства и эффективному решению бизнес-задач партнеров. Развитие будет осуществляться на базе платформенных сервисов НСПК, доступной всем участникам платежного рынка как в России, так и в рамках направлений международного продвижения карт "Мир". Кроме того, особое внимание будет уделено развитию нефинансовых сервисов для взаимодействия государства и населения.

Дальнейшее развитие проекта "Маркетплейс" будет включать в себя повышение осведомленности граждан о запущенных продуктах и сервисах, а также расширение перечня финансовых продуктов и услуг, предлагаемых физическим лицам с использованием финансовых платформ. Кроме того, будет обеспечена возможность использования финансовых платформ для предоставления услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В рамках развития открытых API планируется определить перечень и этапы их внедрения, а также характер использования различных видов открытых API - обязательный или рекомендательный. По результатам исследования рынка, полученных предложений от финансовых организаций и итогам пилотных проектов будут разрабатываться новые стандарты и дополняться ранее опубликованные, а также будут сформированы единые правила присоединения к доверительной среде открытых API с учетом вводимого регулирования.

Широкое внедрение открытых API будет способствовать развитию инноваций и конкуренции на российском финансовом рынке, а также повышению качества и доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса.

С целью упрощения процесса предоставления данных из различных коммерческих источников с согласия клиентов совместно с участниками рынка будет проработан вопрос создания платформы коммерческих согласий.

Совместно с участниками рынка будет продолжено развитие сервисов на платформе "Мастерчейн", в том числе децентрализованной депозитарной системы, цифровых банковских гарантий, цифровой ипотеки и других.

В целях расширения ассортимента сервисов по привлечению финансирования для юридических лиц и сокращения стоимости получения финансовых услуг планируется поддержка платформенных решений в части онлайн-факторинга с тем, чтобы обеспечить возможность заключения договоров и сопровождения документов в режиме одного окна. Указанное решение позволит упростить привлечение финансирования, в первую очередь для МСП.

Одним из ключевых инновационных проектов Банка России станет создание платформы цифрового рубля. Введение цифрового рубля будет способствовать дальнейшему развитию платежной инфраструктуры, создаст дополнительные преимущества для граждан и бизнеса, а также ускорит распространение новых финансовых технологий.

В соответствии с разработанной Банком России Концепцией цифрового рубля планируется развитие прототипа платформы цифрового рубля и ее дальнейшее тестирование с привлечением участников финансового рынка. По итогам тестирования будет сформирована дорожная карта для внедрения целевой платформы цифрового рубля. Развитие платформы будет происходить поэтапно - с постепенным расширением круга подключенных участников и видов доступных операций.

Для реализации необходимых процедур по ПОД/ФТ кредитные организации анализируют большой объем данных, поступающих из различных источников. В целях оптимизации данного процесса планируется развитие платформы Банка России "Знай своего клиента" (Платформа ЗСК), которая будет на постоянной основе предоставлять кредитным организациям актуальную оценку уровня риска ОД/ФТ их клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Платформа ЗСК снизит нагрузку на добросовестный сегмент бизнеса и объемы сомнительных операций в экономике, а также приведет к повышению эффективности российской противолегализационной системы.

С целью развития конкуренции и цифровизации сферы начислений и платежей ЖКХ Банк России будет оказывать содействие развитию ГИС ЖКХ как равноудаленной инфраструктуры от всех участников рынка. Помимо этого, планируется обеспечить подключение всех участников финансового рынка к ГИС ЖКХ и передачу из нее данных о начислениях.

Данные инициативы позволят обеспечить максимальное удобство для плательщиков и увеличить собираемость платежей для коммунальных организаций, поскольку все начисления будут агрегироваться по единому цифровому идентификатору.

В рамках содействия цифровизации исполнительного производства будет обеспечена возможность информирования банками своих клиентов о ходе исполнительного производства через собственные мобильные приложения, что сделает процесс более удобным для граждан и юридических лиц, а также повысит информированность сторон.

Для перехода на полностью электронный документооборот между ФССП России, банками, гражданами и бизнесом будет обеспечено подключение кредитных организаций к сервисам СМЭВ для взаимодействия с ФССП России в электронной форме по всем видам исполнительных документов, а также обеспечена возможность подключения юридических лиц - сторон исполнительного производства к сервисам СМЭВ/API ЕПГУ для взаимодействия с кредитными организациями в электронном виде.

Для обеспечения возможности цифровизации страховой медицины Банк России окажет содействие в организации передачи государственными и коммерческими медицинскими компаниями медицинских данных гражданина в случае его согласия с учетом ограничений, установленных действующим законодательством, в том числе на хранение и обработку такой информации, а также стандартизации цифровых форматов документов для взаимодействия медицинских и страховых организаций.