Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Задача 1. Развитие регулирования

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет уделять большое внимание своевременной адаптации и созданию правового регулирования для внедрения современных технологий на финансовом рынке, вывода на рынок инновационных финансовых продуктов и услуг. В условиях стремительного развития цифровых финансовых технологий обновление нормативной базы должно проходить более быстрыми темпами, чем ранее. При этом регулирование должно обеспечивать, с одной стороны, необходимые условия для внедрения цифровых инноваций, а с другой - защиту прав потребителей и финансовую стабильность.

При участии Банка России будут внедряться законодательные изменения для дальнейшего развития инфраструктуры Цифрового профиля как единого окна по обмену данными, необходимыми для предоставления финансовых продуктов и услуг, между гражданами, государством и бизнесом в цифровом виде с учетом требований и принципов законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Планируется обеспечить регулирование, направленное на расширение перечня сведений и организаций, использующих Цифровой профиль гражданина. Будут также созданы правовые основы для запуска Цифрового профиля юридического лица и предоставления данных из него.

В целях развития платежной сферы необходимо продолжить разработку и внедрение регулирования, направленного на развитие платежных сервисов при обеспечении защиты данных граждан и бизнеса, а также киберустойчивости элементов национальной платежной системы России. Соответствующие направления и мероприятия предусмотрены Стратегией развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы, утвержденной Советом директоров Банка России. Кроме того, будет сформирована правовая основа для введения института небанковских поставщиков платежных услуг, включая определение критериев и процедуры входа таких организаций на рынок и порядок их деятельности.

В рамках дальнейшего развития регулирования по проекту "Маркетплейс" будут расширены продуктовая линейка и сервисы, в том числе на кредитные и пенсионные продукты, индивидуальные инвестиционные счета. Использование финансовых платформ станет доступным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе малых и средних предприятий.

Банк России совместно с заинтересованными государственными органами и участниками рынка также планирует разработать подходы к регулированию открытых интерфейсов (открытых API <11>). По итогам всестороннего анализа будет принято решение о перечне рекомендательных или обязательных открытых API для внедрения в том числе на финансовом рынке. Регулирование открытых API будет направлено на обеспечение равного доступа поставщиков финансовых и иных услуг и сервисов к данным и стандартизацию процесса обмена информации между ними.

--------------------------------

<11> Application Programming Interface (программный интерфейс приложения).

С помощью мобильного телефона совершается ряд юридически значимых действий (платежи, переводы, подтверждение операций), также сведения о мобильном телефоне активно применяются при антифрод-процедурах. При этом использование информации об абонентских номерах несет определенные риски, связанные с их возможной компрометацией и получением к ним доступа злоумышленников, совершением мошеннических действий.

В этой связи продолжится работа по введению регулирования, направленного на создание Единой информационной системы проверки сведений об абоненте, которая позволит существенным образом снизить указанные риски, предоставляя возможность организациям, использующим при оказании услуг номер телефона клиента, удостовериться в принадлежности указанного номера телефона конкретному клиенту.

С целью обеспечения пилотирования цифровых финансовых инноваций на финансовом рынке с возможностью изменять или исключать действие отдельных положений федеральных законов Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет развивать регулирование для внедрения экспериментальных правовых режимов на финансовом рынке. Создание условий для введения данного механизма позволит проводить пилотирование инновационных решений в реальных условиях с привлечением клиентов. В частности, планируется предусмотреть возможность изменять или исключать программой экспериментального правового режима действие отдельных положений федеральных законов, регулирующих финансовый рынок.

Для сокращения издержек финансовых организаций на хранение и обработку бумажных документов планируется принятие закона, создающего правовые условия для электронного хранения документов. В рамках закона будет предусмотрена возможность создания электронных дубликатов документов с сохранением их юридической значимости, а также установлен порядок проведения конвертации электронных документов.

В настоящее время и банки, и бигтех-компании активно развивают свои экосистемы, предоставляя клиентам разнообразные финансовые и нефинансовые услуги. Несмотря на то, что экосистемы могут обеспечить более качественные и персонализированные услуги, они также создают риски в области конкуренции, информационной безопасности, финансовой стабильности. В целях минимизации негативных последствий от развития экосистем Банк России совместно с Правительством Российской Федерации планирует разработать регулирование экосистем, направленное на поддержание добросовестной конкуренции, в том числе в части предоставления недискриминационного доступа к сервисам экосистемы и инновационным технологиям.

Банк России также продолжит работу в области формирования комплексного регулирования оборота данных на финансовом рынке, в том числе по установлению на уровне федеральных законов особенностей обработки финансовыми организациями персональных данных субъектов персональных данных, включая данные, полученные в результате обезличивания. Кроме того, для обеспечения возможности использования накопленных организациями, в том числе финансовыми, массивов данных для развития и внедрения новых технологий и продуктов, в том числе технологий искусственного интеллекта, больших данных, Банк России продолжит участие в создании правовых условий оборота обезличенных персональных данных и обезличенных кредитных историй.

С целью развития инновационных инструментов на финансовом рынке планируется принятие ряда федеральных законов, направленных на создание целостного правового регулирования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав. В частности, на законодательном уровне будет установлен порядок налогообложения операций с утилитарными цифровыми правами (УЦП) и цифровыми финансовыми активами и введена ответственность за незаконный оборот ЦФА.

В настоящее время Банк России прорабатывает запуск цифрового рубля, который станет третьей формой денег, эмитируемой Банком России и являющейся его обязательством. В целях создания правовых условий для запуска цифрового рубля потребуется внесение изменений в ряд законодательных актов.

В целях снижения операционных расходов кредитных организаций на реализацию противолегализационных процедур и повышения их эффективности, а также защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций внесены изменения в законодательство Российской Федерации, закрепляющие правовые основы для создания и функционирования платформы Банка России "Знай своего клиента", с помощью которой Банк России может предоставлять кредитным организациям информацию об уровне комплаенс-риска клиентов и их контрагентов. Вопрос о возможности расширения субъектного состава участников финансового рынка, для которых доступен сервис платформы Банка России "Знай своего клиента", будет рассматриваться Банком России на последующих этапах функционирования платформы.

Банк России будет также содействовать устранению правовых барьеров цифровизации исполнительного производства. Так, обязательное указание идентификаторов должника в исполнительных документах позволит минимизировать риск ошибочных списаний. Кроме того, все кредитные организации смогут использовать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для информационного обмена с ФССП России, в том числе по вопросам розыска счетов, наложения ареста и взыскания.