См. Программу на 2023 год

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного надзора в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - федеральный государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2021, N 24, ст. 4188.

МЧС России и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

С 1 июля 2021 г. в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 <2>, с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400.

а) к категории высокого риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

деятельность государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) к категории значительного риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) к категории среднего риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;

г) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте "в", при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае отсутствия составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По состоянию на 30 июня 2021 г. в соответствии с требованиями Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418 <3>, к категории высокого риска отнесено 5504 объекта надзора, к категории значительного риска - 4898 объектов, к категории низкого риска - 201451 объект.

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 232; 2017, N 31, ст. 4924.

Данные за 9 месяцев 2020 года и 9 месяцев 2021 года о результатах осуществления федерального государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по формам 10-ГОЧС и 12-ГОЧС приказа МЧС России от 8 февраля 2017 г. N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" соответственно, приведены ниже.

Надзорными органами МЧС России в плановом периоде 2021 года (9 месяцев) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 1843 проверки (в плановом периоде 2020 г. - 711, увеличение на 159,2%).

Всего за 9 месяцев 2021 года проведено 2154 проверки (9 месяцев 2020 г. (далее - АППГ) - 768, увеличение на 180,4%), из них:

а) 1804 - плановых (АППГ - 557, увеличение на 223,8%);

б) 350 - внеплановых (АППГ - 211, увеличение на 65,8%).

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

23. Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

а) по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 345 проверок (АППГ - 191, увеличение на 80,6%);

б) по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ, в том числе о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 3 проверки (АППГ - 3);

в) по требованиям органов прокуратуры - 2 проверки (АППГ - 0, увеличение на 2 проверки).

В ходе проведенных проверок выявлено 2365 нарушений обязательных требований (АППГ - 1013, увеличение на 133,4%).

По результатам надзорных мероприятий вручено 541 предписание по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 202, увеличение на 167,8%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 76,25% (АППГ - 73,78% увеличение на 2,47%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 566 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 227, увеличение на 149,3%), из них на должностных лиц 370 (АППГ - 136, увеличение на 172%) и на юридических лиц 196 (АППГ - 91, увеличение на 115,3%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 455 протоколов (АППГ - 139, увеличение на 227,3%), по ст. 19.5 КоАП РФ - 109 протоколов (АППГ - 84, увеличение на 29,7%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 294 лица (АППГ - 134, увеличение на 119,4%), из них должностных - 197 лиц (АППГ - 85, увеличение на 131,7%) и юридических - 97 лиц (АППГ - 49, увеличение на 97,9%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ - 226 лиц (АППГ - 80, увеличение, на 182,5%), по ст. 19.5 КоАП РФ - 66 лиц (АППГ - 53, увеличение на 24,5%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 5384,4 тыс. руб. (АППГ - 1868,26 тыс. руб., увеличение на 188,2%).