Цифровизация транспортной инфраструктуры

Для обеспечения надежного информационного обмена и цифрового управления объектами транспортной инфраструктуры подразумевается создание единой закрытой защищенной цифровой среды, построенной на основе защищенных облачных технологий и включающей распределенные центры хранения и вычислений, сетевую инфраструктуру, инфраструктуру интеллектуальных сенсоров и интеграционных интерфейсов коммуникации с цифровыми системами организаций, эксплуатирующих объекты транспортной инфраструктуры, подвижной состав и транспортные средства, а также инфраструктуру обеспечения кибербезопасности.

Управление интеллектуальными транспортными системами с помощью инструментов искусственного интеллекта подразумевает внедрение решений автоматизированного эффективного управления транспортной инфраструктурой, включая мониторинг погодных условий, распределение потоков, мониторинг состояния транспортной инфраструктуры, прогнозирование возможных аварийных ситуаций, определение скоростного режима. Интеллектуальные транспортные системы позволяют повысить безопасность перевозок, оптимизировать маршруты, повысить провозную способность транспортной системы, снизить издержки на содержание, ремонт инфраструктуры и перевозки в целом, а также планировать комплексное развитие транспортной инфраструктуры, включая инфраструктуру управления высокоавтоматизированным и автономным транспортом, зарядную и заправочную инфраструктуру "зеленого" транспорта - транспорта, оказывающего минимальное воздействие на окружающую среду.

Интеллектуальные транспортные системы предполагается применять на объектах инфраструктуры всех видов транспорта в следующих форматах взаимодействия по технологии V2X:

транспортное средство - инфраструктура;

транспортное средство - транспортное средство;

транспортное средство - любые элементы и объекты, значимые для целей совершения перевозки.

В рамках этого направления будут разработаны стандарты взаимодействия по технологии V2X в части интеллектуальных транспортных систем, обеспечено развитие сетей передачи данных, сформированы стимулирующие меры для внедрения и формирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем.

Интеллектуальные транспортные системы будут внедряться на всех видах транспорта для решения следующих задач:

управление движением на автомобильных дорогах;

управление движением на железнодорожном транспорте, включая сквозной автоматизированный контроль режимов исполнения технологических процессов управления эксплуатационной работой, использование функций искусственного интеллекта при планировании и реализации утвержденных планов работы железнодорожных маршрутов, использование интеллектуальных алгоритмов формирования плана пропуска поездов, реализованных в диспетчерском управлении железнодорожными маршрутами, а также реализацию полномасштабного комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;

управление движением на воздушном транспорте и оптимизация управления воздушным пространством авиаузлов с помощью внедрения системы совместного принятия решений;

мониторинг и управление на водном транспорте, включая мониторинг скорости течения, разливов топлива, опасных сближений, а также внедрение автоматизированной навигации судов на подходах к порту;

управление сетью городского общественного транспорта, включая систему контроля перевозчиков, обеспечение приоритета движения общественного транспорта - управление городскими потоками, внедрение системы автобусных перевозок по требованию, мониторинг состояния инфраструктуры городского транспорта, администрирование парковочного пространства. Предполагается, что численность населения городов, внедривших интеллектуальные транспортные системы на общественном транспорте и в управлении дорожным движением составит 34 млн. человек в 2024 году, 48 млн. человек к 2030 году и 80 млн. человек к 2035 году.

Внедрение цифровых двойников инфраструктуры, создаваемой и эксплуатируемой за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, будет способствовать снижению затрат на проектирование, содержание и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта. В рамках направления будут реализованы следующие мероприятия:

покупка и запуск в эксплуатацию мобильных измерительных лабораторий;

применение технологий информационного моделирования (BIM-технологий) при проектировании, строительстве, ремонте и содержании объектов транспортной инфраструктуры с учетом ценообразования и сметного нормирования;

применение технологий искусственного интеллекта для мониторинга и анализа работ (затрат) по проектированию, строительству, ремонту и содержанию объектов транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта;

создание цифрового двойника Единой опорной сети и внедрение систем анализа и моделирования пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры, статического и динамического моделирования транспортных потоков.

В рамках оптимизации технического обслуживания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры с помощью предиктивной аналитики будут разработаны технические стандарты оборудования, обмена данными, применения искусственного интеллекта при техническом обслуживании и ремонте инфраструктуры, выполнены оснащение существующей и новой транспортной инфраструктуры датчиками и обеспечение мониторинга их состояния в режиме реального времени, будет разработана и внедрена информационная система учета и планирования работ (затрат) по ремонту и содержанию объектов транспортной инфраструктуры на основе технологий искусственного интеллекта (поддержки принятия решений).

Реализация направления по формированию цифровых (интеллектуальных) терминалов позволит повысить уровень обслуживания пассажиров и грузоперевозчиков, а также уровень безопасности и пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры, снизить время простоя транспортных средств в терминалах и операционные затраты на услуги терминалов.

В рамках направления по формированию цифровых пассажирских терминалов предполагается:

обеспечить управление процессом прохождения пассажиром всех этапов предрейсовых процедур, включая взаимодействие между информационными системами органов исполнительной власти в части пассажирских терминалов;

создание платформы обмена данными для всех участников перевозок в терминале, включая отправку данных в профильные информационные системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта Российской Федерации, и внедрение технологии совместного принятия решений участниками перевозок;

внедрение цифрового управления пассажиропотоками и инфраструктурой цифрового терминала;

внедрение цифровых систем, повышающих уровень обслуживания пассажиров в терминале (технологии биометрической идентификации и аутентификации пассажиров, персональная навигация, персонализированная реклама, покупка билетов, дополнительные услуги).

В рамках направления по формированию цифровых грузовых терминалов будет обеспечено:

управление процессом обработки грузов в терминалах, включая взаимодействие со смежными органами власти;

создание единой платформы терминала для обмена данными между всеми участниками процесса обработки груза;

развитие компетенций отечественных поставщиков цифровых решений для терминалов;

внедрение цифровых решений, оптимизирующих деятельность терминала (электронная диспетчеризация операций, включая размещение транспортных средств, грузов, автоматическая идентификация грузов, роботизация, динамическое ценообразование на услуги терминала, мониторинг безопасности работ и др.).

В рамках направления по формированию цифровых (интеллектуальных) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации будут обеспечены:

разработка стандартов, определение требований к цифровым пунктам пропуска;

создание единой информационной системы участников перевозок в пункте пропуска;

внедрение цифровых решений для пограничного контроля пассажиров (предиктивное выявление пассажиров, которым не разрешен въезд в страну, мониторинг соблюдения срока разрешения на въезд в страну, идентификация пассажиров с использованием биометрических технологий, компьютерное зрение с элементами интеллектуальной видеоаналитики и др.);

обеспечение возможности преимущественного использования биометрических параметров на основе паспортно-визовых документов, выданных в Российской Федерации и в других странах;

продолжение оснащения пунктов пропуска оборудованием, обеспечивающим возможность пересечения государственной границы Российской Федерации на основании единой электронной визы, а также перевода миграционных карт в электронный вид;

расширение межведомственного и межгосударственного информационного обмена, выполняемого в том числе посредством единой информационно-технологической инфраструктуры системы "Мир";

внедрение цифровых решений для пограничного контроля грузов (инспекционно-досмотровые комплексы, электронная диспетчеризация транспортных средств, электронная очередь, предиктивное выявление грузов, требующих тщательной проверки службой безопасности, идентификация грузов с помощью компьютерного зрения, устройства для работы с интеллектуальными электронными пломбами и иными средствами отслеживания грузов и др.);

внедрение инструментов интерактивного взаимодействия с внешнеторговыми компаниями или их представителями;

внедрение процессов сбора, получения, накопления, хранения, передачи органам исполнительной власти и анализа предварительной и фактической информации о пересечениях пунктов пропуска, включая информацию о грузах и транспортных средствах;

создание системы прогнозирования загруженности пунктов пропуска на основе искусственного интеллекта и представления аналитических отчетов.