6. Развитие отраслевой науки и образования в сфере транспорта

6. Развитие отраслевой науки и образования

в сфере транспорта

Кадровое обеспечение реализации Стратегии и развитие системы образования в сфере транспорта (далее - транспортное образование) осуществляется в соответствии с Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р.

Уникальной особенностью системы подготовки кадров для транспортной отрасли является ее неразрывная связь с выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам, соблюдением международных стандартов и требований международных организаций, международных конвенций.

Долгосрочные задачи развития транспортной отрасли определяют 3 стратегические цели системы подготовки кадров:

гарантированное обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для ее устойчивой, безопасной и бесперебойной работы;

создание среды притяжения и подготовка будущих лидеров изменений в отрасли;

формирование центров генерации технологических инноваций транспортного комплекса за счет интеграции науки и образования, создания научных центров и подготовки уникальных специалистов.

Критически важными условиями для успешного функционирования и развития транспортного образования являются:

создание условий для привлечения, подготовки, удержания и развития высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, а также инструкторского состава;

обеспечение образовательных организаций современной учебной, тренажерной и лабораторной материально-технической базой;

обеспечение соответствия программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки лучшим мировым стандартам, их своевременной адаптации в сфере водного и воздушного транспорта к актуальным требованиям Международной морской организации и Международной организации гражданской авиации.

За счет развития глобально конкурентоспособной системообразующей образовательной организации, ведущей подготовку в сфере транспорта (далее - системообразующий транспортный университет), будут достигнуты стратегические цели подготовки будущих лидеров изменений в отрасли, сформированы центры генерации технологических инноваций транспортного комплекса и обеспечены квалифицированными кадрами исследовательские и инновационные структуры, отвечающие за развитие транспортного комплекса страны. В системообразующем транспортном университете будут созданы центры технологических компетенций мирового уровня, сформирована современная исследовательская и инновационная инфраструктура, привлечены лучшие ученые, эксперты и специалисты в области системных проблем транспортной отрасли, а также обеспечены широкое взаимодействие и коллаборация, в том числе с отраслевыми научными и образовательными организациями.

Достижение цели гарантированного обеспечения транспортной системы квалифицированным персоналом для ее устойчивой, безопасной и бесперебойной работы будет реализовываться образовательными организациями высшего образования, специализирующимися на подготовке кадров для отдельных отраслей транспорта (далее - отраслевые транспортные университеты). Отраслевые транспортные университеты обеспечат квалифицированными кадрами функциональные подразделения профильных компаний с учетом современных технологических трендов, сочетания ведения прикладных научных исследований и разработки решений по их внедрению с реализацией образовательных программ.

Основными выгодоприобретателями транспортного образования станут:

обучающиеся - будущие работники транспортной отрасли в рамках реализации преимущественно персональных траекторий развития;

российские транспортные компании в части обеспечения квалифицированными кадрами и использования новых технологических решений, созданных образовательными организациями;

федеральные и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в части организации управления транспортом и транспортной инфраструктурой.

Основными механизмами кадрового обеспечения и развития отрасли являются:

в части системообразующего транспортного университета - создание глобально конкурентоспособного системообразующего транспортного университета, достижение международной конкурентоспособности научно-исследовательской деятельности системообразующего транспортного университета и его вхождение в мировые академические рейтинги, формирование в системообразующем транспортном университете центров глобальной технологической экспертизы по ключевым направлениям трансформации транспортной отрасли, развитие сетевого взаимодействия системообразующего транспортного университета, формирование системы его сетевого взаимодействия с профильными научно-исследовательскими организациями, отраслевыми транспортными университетами и ведущими транспортными компаниями, а также концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития системообразующего транспортного университета;

в части отраслевых транспортных университетов - дальнейшая специализация отраслевых транспортных университетов, оптимизация структуры отраслевых транспортных университетов, развитие содержания и технологий реализации образовательных программ, формирование новой кадровой политики за счет целенаправленного привлечения в систему подготовки действующих специалистов транспортной отрасли, переподготовка управленческих команд отраслевых транспортных университетов, а также развитие на базе отраслевых транспортных университетов центров экспорта специализированного образования.

Координацию системы транспортного образования будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Развитие системы транспортного образования, в том числе образовательной, научно-исследовательской и социальной инфраструктуры организаций транспортного образования, будет осуществляться на основании проектного и программно-целевого подхода.

Ключевыми задачами системообразующего транспортного университета в перспективе до 2030 года станут:

создание и развитие новых направлений образовательной, научной и экспертной деятельности, позволяющих обеспечить полный цикл комплексной трансформации транспортной отрасли;

внедрение гибких образовательных программ, основанных на форсайтах развития транспортной отрасли, проектирование образовательных программ под профессии будущего;

разработка и внедрение цифровых компетенций в систему непрерывного образования работников транспорта;

развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технологий "цифрового следа";

массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели "смешанного обучения";

расширение использования тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности;

приоритетное применение интерактивных методов обучения и проектной работы в междисциплинарных командах;

активное формирование универсальных компетенций (системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, лидерство, компетенции цифровой экономики);

развитие сетевых форматов обучения с использованием потенциала нескольких образовательных организаций и компаний;

управление жизненным циклом образовательной программы в глубокой интеграции с заказчиками - бизнес-партнерами из реального сектора экономики;

внедрение модели "цифрового университета", обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с помощью платформенных решений;

интеграция образовательного, научного и производственного опыта в ходе обучения;

подготовка уникальных специалистов в сфере прорывных технологий - лидеров технологических изменений в отрасли, а также в области функционирования единой транспортной системы и взаимодействия видов транспорта;

обеспечение транспортного образования и науки квалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами;

содействие консолидации научных исследований в сфере транспорта во взаимодействии с отраслевыми университетами.

Развитие новых образовательных продуктов системообразующего транспортного университета в сфере транспорта будет осуществляться по следующим направлениям:

внедрение новых образовательных программ для решения системных транспортных задач;

профилирование образовательных программ на междисциплинарное обучение в рамках решения перспективных научно-технологических задач транспортной отрасли;

подготовка по перспективным направлениям развития техники и технологий, межтранспортным и общетранспортным направлениям;

внедрение образовательных программ на иностранных языках;

разработка новых дополнительных профессиональных программ для работников транспортных компаний, профильных органов государственной власти и муниципального самоуправления, обеспечивающих развитие соответствующих сегментов транспортной системы;

расширение академической студенческой мобильности как внутри страны, так и за рубежом;

формирование и поддержка индивидуальных программ развития заинтересованных работников транспортной отрасли;

активное внедрение цифровых технологий на всех этапах обучения;

внедрение независимой оценки результатов образования и аккредитации образовательных программ с участием специалистов научных, инновационных и ведущих транспортных организаций.

Приоритетным направлением развития транспортной науки является формирование повестки исследований на основе ключевых задач технологического развития отрасли, что подразумевает опережающий рост расходов на исследования и разработки по отношению к росту объемов финансирования отрасли, поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на внедрение инновационных решений.

В целях приведения научно-исследовательской деятельности в соответствие с актуальными технологическими трендами с привлечением экспертного и научного сообщества будет формироваться и ежегодно обновляться перечень приоритетных направлений научных исследований в транспортной отрасли, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Важная роль в развитии отраслевой науки будет принадлежать системообразующему транспортному университету, отраслевым транспортным университетам и научно-исследовательским организациям.

Ключевым условием развития научной деятельности в системообразующем транспортном университете станет вовлечение в исследовательскую деятельность молодых ученых, создание условий для их активного становления и научного роста. Ежегодно будут проводиться национальные конкурсы научно-исследовательских работ, в том числе для учащейся и студенческой аудитории. Достижение лидирующих позиций будет осуществляться также за счет привлечения ведущих ученых и профессиональных разработчиков. Важным фактором притяжения высококвалифицированных и талантливых перспективных научных кадров станет современная инфраструктура исследований и разработок.

В проведение исследований будут вовлечены научные организации различных форм собственности, научно-исследовательские организации транспортной отрасли, транспортные компании, отраслевые транспортные университеты, фонды развития и другие профильные организации.

Ключевой площадкой для координации научно-исследовательской и экспертной деятельности в транспортной отрасли станет многофункциональный технологический кластер "Образцово". Будут созданы эффективные механизмы, обеспечивающие внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы транспортных компаний.

Результатом развития системообразующего транспортного университета станет достижение высокой результативности научных исследований, показателей публикационной активности в международных базах цитирования (SCOPUS и Web of Science). Системообразующий транспортный университет войдет в авторитетные отраслевые и предметные международные университетские рейтинги.

Отраслевые научно-исследовательские и образовательные организации будут оказывать содействие в реализации научно-технической политики федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Такое содействие будет в том числе включать разработку технико-эксплуатационных требований и технических заданий к продукции промышленности, используемой в транспортном комплексе.