Макроэкономические и демографические прогнозы

В число ключевых макроэкономических параметров входят темп роста экономики (валовый внутренний продукт в реальном выражении) и ожидаемая численность населения. Транспортная стратегия разработана в базовом и консервативном сценариях в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозами развития отраслей.

В период с 2010 по 2019 годы темп роста реального валового внутреннего продукта в рублях, по данным Федеральной службы государственной статистики, составлял около 2 процентов ежегодно. По итогам 2020 года в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) реальный валовый внутренний продукт Российской Федерации, по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, сократился на 3,9 процента относительно предыдущего года. На горизонте реализации Стратегии до 2035 года в базовом сценарии ожидаемый среднегодовой темп роста составит 3 процента в период 2021 - 2024 годов, 3,1 - 3,2 процента в период 2025 - 2030 годов, 3,1 процента в период 2031 - 2035 годов. Индикаторы достижения целей Стратегии в консервативном и базовом сценариях приведены в приложении N 3.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2019 года численность населения Российской Федерации составляла 146,7 млн. человек. В 2020 году численность населения страны сократилась на 0,4 процента до 146,2 млн. человек и в период с 2020 по 2035 годы согласно среднему варианту демографического прогноза Федеральной службы государственной статистики ежегодная динамика численности населения составит около - 0,1 процента в год.

В то же время продолжается рост населения в 20 крупнейших российских агломерациях на 0,3 процента ежегодно, или на 4,8 процента в 2035 году к уровню 2019 года, что соответствует существующим мировым тенденциям концентрации населения в крупнейших экономических центрах. Так, в мире к 2050 году ожидается рост населения агломераций на 2 млрд. человек.

Одновременно с концентрацией населения в агломерациях меняются потребительские предпочтения граждан, в них проживающих, которые смещаются в сторону "экономики впечатлений" и повышения качества жизни.