Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Краткое описание, основные принципы и структура Системы

Система научно-методического сопровождения должна эффективно обеспечивать сопровождение педагогических работников и управленческие кадры в повышении квалификации и непрерывном развитии их профессионального мастерства.

Цель Системы: создание единого научно-методического пространства в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.

Методологической основой Концепции создания Системы являются следующие подходы:

- системный подход, отражающий связи между структурными элементами и функциональными компонентами Системы;

- личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного образования;

- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами участников Системы и персональной траекторией профессионального развития педагога и управленческих кадров.

Принципы, лежащие в основе построения Системы:

соответствие деятельности Системы приоритетным задачам в сфере развития образования;

активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, т.е. постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;

ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях быстрого развития общества и системы образования;

взаимная ответственность и доверие, т.е. все решения между методическими службами принимаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;

координация и интеграция деятельности методических служб разного уровня.

В состав Системы входят субъекты научно-методической деятельности на всех уровнях управления системой образования (федеральном, региональном, муниципальном).

Структурные элементы системы научно-методического сопровождения работников образования и управленческих кадров федерального уровня:

1. Федеральный координатор Системы: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Академия Минпросвещения России, федеральный координатор).

Федеральный координатор осуществляет общую координацию работы Системы, разработку механизмов (правовых, финансовых, организационных) обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом сетевой и иных форм реализации и обновления содержания программ ДПО, новых моделей повышения квалификации. Федеральный координатор обеспечивает взаимодействие с региональными субъектами научно-методического сопровождения работников образования.

Федеральный координатор Системы осуществляет функции Федерального центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, являясь оператором деятельности региональной сети ЦНППМ, разрабатывает показатели эффективности их работы, оказывая методическую, организационную и содержательную поддержку, проводит мониторинг результатов их деятельности. Это позволяет обеспечить максимально быструю апробацию методических рекомендаций, инициатив и практик, предлагаемых федеральным координатором к реализации в ЦНППМ, высокий уровень их экспертизы и надежности.

В части создания единого пространства по сопровождению повышения квалификации и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров федеральный координатор разрабатывает подходы к обновлению системы подготовки будущих педагогов и переподготовки педагогических и управленческих кадров с учетом перспективных задач и потребностей системы образования, в том числе с учетом глобальной информатизации.

Федеральный координатор является оператором единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования (далее - Портал ДППО), ведет федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - Федеральный реестр) и осуществляет их сертификацию. Сертификация дополнительных профессиональных программ педагогического образования проводится по результатам профессионально-общественной экспертизы на основе заключений групп экспертов, которые определяются из ведущих в своих областях представителей профессионального педагогического сообщества из субъектов Российской Федерации.

В целях развития ресурса управленческих кадров для системы образования Российской Федерации федеральный координатор разрабатывает подходы к повышению квалификации руководителей (управленческих команд) образовательных организаций во взаимодействии с руководителями региональных и муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.

2. Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников (далее - федеральные центры) (соответствующие подразделения образовательных организаций высшего (педагогического) образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, а также иных образовательных организаций высшего образования (по согласованию с Минобрнауки России).

Федеральные центры определяются из числа организаций, реализующих программы высшего образования, обладающих собственным потенциалом научного, проектного и методического развития в сфере педагогического образования и смежных областях.

Ключевой задачей федеральных центров является развитие системы педагогического образования за счет проведения прикладных исследований образовательных систем, тиражирования образовательных практик, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования и подготовки педагогических работников и управленческих кадров.

Федеральные центры осуществляют функции по разработке, апробации и внедрению:

концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития современного педагога в сетевом формате;

подходов к совершенствованию региональных систем научно-методического сопровождения педагогов с учетом специфики регионов;

вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование, в сетевом формате;

моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;

диагностических комплексов профессиональных компетенций педагогов.

А также осуществляют функции по:

проведению экспертизы новых педагогических технологий и методических продуктов в целях распространения передовых педагогических практик;

выявлению инновационных педагогических и методических инициатив в практике образования;

участию в экспертизе дополнительных профессиональных программ педагогического образования, стимулированию использования в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.

Структурные элементы системы научно-методического сопровождения регионального уровня:

Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) выступают координаторами региональной инфраструктуры системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность региональных организаций, имеющих соответствующую лицензию (институты повышения квалификации педагогических работников, муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования, образовательные организации среднего профессионального образования по УГС "Образование и педагогические науки", структуры в составе муниципального органа управления образованием или образовательной организации, уполномоченные осуществлять методическое (научно-методическое) сопровождение педагогов), а также лица, ответственные за организацию методической (научно-методической) работы в образовательных организациях, региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

Региональные учебно-методические объединения, методические советы, методические отделы в региональных (муниципальных) органах власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и иные общественно-профессиональные объединения, ассоциации, комиссии, советы.

Региональные ЦНППМ в 2021 году должны охватить деятельность всех субъектов Российской Федерации и создаваться в качестве структурных подразделений уже существующих организаций региональной инфраструктуры методического сопровождения: институтов развития образования, институтов повышения квалификации, организаций высшего образования.

Региональные ЦНППМ призваны обеспечить:

Взаимодействие с федеральным координатором Системы;

координацию деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, сопровождение индивидуальных траекторий их развития;

внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS);

разработку различных форм адресной поддержки и сопровождения учителей в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;

внедрение различных форматов электронного и дистанционного образования;

создание условий для овладения навыками использования современных цифровых технологий;

внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися.

Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через федерального координатора, в том числе посредством их доступа к Порталу ДППО ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).

Сотрудники региональных ЦНППМ проходят обучение на базе федерального координатора - Академии Минпросвещения России.

К деятельности региональных ЦНППМ относится:

работа на Портале ДППО;

реализация программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО;

внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических практик;

стимулирование и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников;

адресная методическая поддержка/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;

координация методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;

проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров.

Структуры, непосредственно осуществляющие методическую деятельность, создающие условия для профессионального развития педагогов и управленческих кадров, на региональном и муниципальном уровнях:

региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;

методические советы участвуют:

в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования;

в экспертизе дополнительных профессиональных программ педагогического образования, активизируют использование в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.

общественно-профессиональные объединения, включающие педагогов и руководителей образовательных организаций:

осуществляют методическую поддержку педагогических работников на местах;

создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;

участвуют в экспертизе инновационного содержания, лучших практик, их внедрении и распространении;

реализуют программы наставничества.

Преемственность научно-методического сопровождения, реализуемого на разных уровнях, обеспечивается единством целей и задач Системы. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом региональных систем образования.

Таким образом, путем внедрения и развития Системы будет реализовано полноценное и современное методическое обеспечение образовательного процесса и внедрение (передача) методического инструментария в педагогическую практику, в том числе через повышение квалификации учителей и управленческих кадров, в том числе через использование стажировочных площадок.