Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Предпосылки и актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

II. Предпосылки и актуальность создания единой

федеральной системы научно-методического сопровождения

педагогических работников и управленческих кадров

Сопровождением профессионального развития педагогических и управленческих кадров традиционно занимались муниципальные методические службы. В настоящее время возрастает необходимость создания единой федеральной научно-методической системы как значимого фактора эффективности образовательных реформ и важного звена, обеспечивающего сопровождение реализации государственной кадровой политики в системе образования Российской Федерации.

Актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. Поддержка педагога, способного решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерывной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя.

Создание указанной системы должно быть нацелено в том числе, на выполнение поручения Президента Российской Федерации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Решение этой задачи неразрывно связано с персонифицированным повышением квалификации педагогических работников и управленческих кадров и сопровождением их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов.

В настоящее время система дополнительного профессионального образования педагогических работников Российской Федерации представлена:

институтами развития образования (преобладающий тип организаций);

институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров (как в качестве самостоятельных организаций, так и в качестве структурных подразделений в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования);

иными организациями как государственного, так и негосударственного сектора, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным педагогическим программам.

Традиционно организованные по принципу предметных кафедр региональные институты развития образования, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров и другие организации не в полной мере обеспечивают всесторонний подход к профессиональному развитию педагогов. Наблюдается оторванность содержания курсов повышения квалификации от современного содержания общего образования (например, отсутствие программ по формированию функциональной грамотности и цифровой компетентности). Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ носит безадресный, не персонифицированный характер.

В системе профессионального развития работников образования и управленческих кадров отсутствует инициатива по разработке программ обучения "на опережение" с учетом глобальных вызовов и задач развития системы образования.

По результатам анализа деятельности организаций дополнительного профессионального образования выделен ряд общих проблем, связанных с функционированием системы методической (научно-методической) поддержки педагогических работников и управленческих кадров:

несформированность на территории Российской Федерации единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на федеральном и региональном уровнях;

методические службы не выполняют функции ресурсных центров развития муниципальной системы образования, на них, часто, возлагаются организационные и координационные функции;

отсутствие научной составляющей методической поддержки работников образования и связи между научными исследованиями и реальной педагогической практикой;

отсутствие персонифицированности программ ДПО, механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;

отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся глобальные вызовы и задачи образования на федеральном уровне;

"сопротивление" педагогов и руководителей образовательных организаций обновлению форм обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности;

отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров;

недостатки нормативного правового сопровождения.

Фиксируется ряд противоречий в связи с глобальностью государственных задач по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров и недостатком методических, кадровых и инфраструктурных ресурсов в регионах, а именно:

между повышающейся значимостью электронных и дистанционных форм обучения и неготовностью методических служб сопровождать цифровизацию образования;

между традиционными, устоявшимися формами методической работы и усложнением задач методического сопровождения развития кадров в условиях меняющейся системы образования и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

между необходимостью непрерывного образования педагога с опорой на современные исследования в области педагогики и психологии и отсутствием включения результатов современных исследований в процесс методического сопровождения учителей, слабой представленностью организаций высшего (педагогического) образования и среднего профессионального образования в единой системе методического обеспечения профессиональной деятельности современного педагога;

между необходимостью непрерывного образования педагога в условиях изменения требований к его профессиональной деятельности и отсутствием условий эффективного персонифицированного методического обеспечения этого процесса.

Модернизации требует существующая система повышения квалификации: необходимы принципиально новые информационные и методологические ресурсы, новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров.

Отсутствие единого вектора развития деятельности существующих методических структур разного уровня требует организационной и содержательной модернизации, предусматривает серьезное переосмысление управленческой и педагогической деятельности через создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Создание системы научно-методического сопровождения должно осуществляться посредством интеграции ресурсов федерального уровня, а также методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, институтов повышения квалификации и развития образования, региональных учебно-методических объединений, ресурсных центров, профессиональных объединений (методических объединений, советов, сообществ, ассоциаций), что будет способствовать аккумуляции и дальнейшему развитию и тиражированию актуальных ресурсов и эффективных педагогических практик. Существует необходимость разработки механизмов интеграции и координации деятельности методических структур, распределения полномочий и функций между ними, создания единой системы оценки эффективности работы методических служб на всех уровнях.

Концепция определяет роль и место Министерства просвещения Российской Федерации (как учредителя федерального оператора), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, организаций высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы социально-педагогической направленности, региональных систем повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в системе научно-методического сопровождения.