6.1.2. Онлайн-диагностика обучающихся

Диагностика каждого обучающегося в рамках школьного контура производится на нескольких уровнях, что позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в Проекте.

Результаты тестов агрегируются в единый отчет и подготавливаются в виде рекомендаций двух видов:

1) рекомендации для навигации в рамках Проекта "Билет в будущее";

2) рекомендации по обучению и освоению программ в рамках региональной системы ДО и по развитию в профессиональных областях с учетом списков востребованных профессий Минтруда России и профессий из приоритетных отраслей экономики РФ.

Результаты диагностики носят рекомендательный и обучающий характер. Решение по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории принимает сам обучающийся.

Онлайн-диагностика предусматривает версии тестирования для 3 возрастных групп: 6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классы (кроме методики "Почему я выбираю профессию").

Для успешной реализации I этапа в рамках школьного контура предполагается комплексная онлайн-диагностика "Мой выбор профессии", которая включает:

1) методику онлайн-диагностики учащихся 8 - 9 и 10 - 11 классов, нацеленную на определение ценностной ориентации и жизненных целей в сфере самоопределения обучающихся ("Почему я выбираю профессию?"). Тест диагностирует не менее 6 факторов, включает не менее 60 вопросов, время прохождения - около 20 минут; предполагает версии для 8 - 9 классов и 10 - 11 классов. В связи с тем, что в 6 - 7 классах еще рано говорить о формировании ценностно-смысловой структуры, данная методика не предполагает версию для 6 - 7 классов.

Основная цель теста не столько диагностическая, сколько активизирующая. Полученный результат (портрет и прогноз) может вызвать у обучающегося согласие, удивление, напряжение. Именно такого рода отношение к результатам диагностики является ключевым моментом тестирования. Результаты рекомендуется обсудить с педагогом-навигатором.

Результаты методики представлены в виде шкального профиля и подробного описания шкал (рис. 4);

00000004.jpg

Рис. 4. Результаты выполнения методики "Почему я выбираю

профессию" (версия для обучающихся 8 - 9 классов)

2) методику онлайн-диагностики на определение готовности к выбору профессии ("Как я выбираю профессию?"). Методика предусматривает 3 версии - для 6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классов.

Тест для учащихся 6 - 7 классов диагностирует не менее 4 факторов: внутренняя готовность (знание своих индивидуальных особенностей, возможностей и ограничений, наличие конкретных профессиональных планов, эмоциональное отношение к самому процессу выбора и т.п.), осведомленность (знание о мире профессий), факторы принятия решения (конкретные шаги, предпринятые для выбора профессии), включает не менее 40 вопросов, время прохождения - около 20 минут.

Тест для учащихся 8 - 9 и 10 - 11 классов диагностирует не менее 6 факторов, включает не менее 60 вопросов, время прохождения - около 25 минут.

Результаты методики представлены в виде трех блоков шкал (рис. 5);

00000005.jpg

Рис. 5. Результаты выполнения методики "Как я выбираю

профессию" (версия для обучающихся 8 - 9 классов)

3) методику онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся ("Что я выбираю?"). Методика предусматривает 3 версии - для 6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классов.

Тест для учащихся 6 - 7 классов диагностирует не менее 10 факторов, включает не менее 75 вопросов, время прохождения - около 30 минут; для учащихся 8 - 9 и 10 - 11 классов диагностирует не менее 11 факторов, включает не менее 85 вопросов, время прохождения - около 30 минут.

Примеры представления результатов методики представлен на рисунках 6 - 8;

00000006.jpg

Рис. 6. Результаты выполнения методики "Что я выбираю"

(версия для обучающихся 8 - 9 классов)

00000007.jpg

Рис. 7. Пример диаграммы профилей по результатам выполнения

методики "Что я выбираю"

00000008.jpg

Рис. 8. Пример списка рекомендованных укрупненных групп

специальностей и направлений по результатам выполнения

методики "Что я выбираю"

После прохождения учащимися 6 - 11 классов тестирования в их личных кабинетах автоматизированно формируется отчет, содержащий: графический профиль, указывающий значения исследуемых факторов, выраженных в стэнах (нормализованных стандартных баллах, на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10); текстовые пятиуровневые интерпретации по каждой шкале графического профиля теста (отдельно по низкой, пониженной, средней, повышенной и высокой группам); рекомендации по формированию осознанной и ответственной позиции в сфере профессионального самоопределения; рекомендации по выбору уровней образования (СПО, ВО, ДО).