3. Методические подходы и принципы реализации Проекта

В рамках Проекта задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению (далее - ГПС) реализуются через сочетание следующих основных подходов:

1) мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего учащегося (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании интересующих школьника вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения, начиная с 6 - 7 классов общеобразовательной школы;

2) информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством. Данный подход является особенно востребованным для обучающихся, начиная с 8 - 9 классов;

3) практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих установить связь между полученными теоретическими знаниями и теми будущими и текущими практическими действиями для освоения выбранной специальности, которые предпринимает обучающийся; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; инициация процесса участия в профессиональных пробах и др. Данный подход является наиболее актуальным при работе с обучающимися 10 - 11 классов;

4) диагностико-консультативный подход: направлен на помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения являются важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень сформированности ГПС, но и отследить ее изменения в процессе участия в Проекте.

К принципам реализации Проекта относятся:

1) системность: использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в активизирующем профессиональное самоопределение формате, некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся;

2) систематичность: Проект реализуется в течение нескольких лет, и все участники смогут наблюдать свое развитие в онлайн-кабинете. Проект разбит на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся будет получать обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые будут отвечать его особенностям, запросам и уровню ГПС;

3) доступность: любой обучающийся (или его родитель/законный представитель) смогут подключиться к Проекту, для лиц с ОВЗ предусмотрены специальные методики, каждый обратившийся получит возможность для развития.