I. Общие положения

1. Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень) составлен в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61-н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.10.2014, регистрационный N 34539), приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.05.2014, регистрационный N 32450), Перечнем документов ФНС России, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов, утвержденным приказом ФНС России от 25.07.2011 N ММВ-7-10/463 "Об обмене документами в системе Федеральной налоговой службы", Перечнем типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 31.07.2007 N 1182 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.09.2007, регистрационный N 10194), Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2020, регистрационный N 57449), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими состав и сроки хранения отдельных видов документов.

2. Перечень включает документы, образующиеся в деятельности налоговых органов Российской Федерации всех уровней системы управления (далее - налоговые органы) и организаций, находящихся в ведении ФНС России (далее - подведомственные организации).

3. Перечень предназначен для использования в качестве основного нормативного документа в работе экспертных комиссий при определении сроков хранения, отборе документов на архивное хранение и пополнении Архивного фонда Российской Федерации, выделении документов и дел с истекшими сроками хранения к уничтожению, а также при подготовке номенклатур дел.

4. Перечень построен по функциональному принципу и включает разделы, отражающие основные направления деятельности налоговых органов и подведомственных организаций.

5. Перечень состоит из 22 разделов:

5.1. Раздел 1 "Организация системы управления" включает документы, отражающие нормативно-правовое обеспечение деятельности, распорядительную деятельность, документы по организационным основам управления, включая создание (ликвидацию) организаций, организацию их деятельности, управление и распоряжение имуществом, осуществление функции контроля, включая взаимодействие налоговых органов с правоохранительными и контролирующими органами, функции организации внутриведомственного контроля за деятельностью налоговых органов, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов, а также документы по научно-методическому обеспечению деятельности и информатизации налоговых органов, разработке, внедрению и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий;

5.2. Раздел 2 "Планирование деятельности" содержит документы, отражающие вопросы прогнозирования, перспективного и текущего планирования и отчетности о выполнении планов;

5.3. Раздел 3 "Финансирование деятельности" содержит документы о разработке бюджетной сметы, о финансовом обеспечении деятельности налоговых органов и подведомственных организаций;

5.4. Раздел 4 "Осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; осуществление закупок отдельными видами юридических лиц" содержит документы, образующиеся в деятельности налоговых органов и подведомственных организаций при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц;

5.5. Раздел 5 "Учет и отчетность" включает документы по бухгалтерскому, статистическому учету и отчетности, налоговой отчетности; учету оплаты труда, учету имущества, а также документы оперативного учета налоговых платежей;

5.6. Раздел 6 "Анализ и прогнозирование" содержит документы по организации мониторинга, анализа и прогнозирования налоговых платежей;

5.7. Раздел 7 "Налоговый контроль" включает документы по организации контроля за соблюдением налогового законодательства; предпроверочному анализу налогоплательщиков; камеральным, выездным налоговым проверкам; контролю налогообложения организаций и физических лиц; прибыли, за движением импортных товаров;

5.8. Раздел 8 "Регулирование налогообложения" содержит документы о регулировании общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов, а также о взыскании и урегулировании налоговой задолженности, трансфертном ценообразовании;

5.9. Раздел 9 "Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке" включает документы по досудебному урегулированию налоговых споров;

5.10. Раздел 10 "Осуществление государственной регистрации, аккредитации и учета" включает документы, относящиеся к государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учету организаций и физических лиц, аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, а также ведению Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков, Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

5.11. Раздел 11 "Выполнение полномочий оператора информационных систем" включает Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния и Единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации. Нормативные документы, регламентирующие их ведение, находятся в разделе 1. "Организация системы управления" Перечня;

5.12. Раздел 12 "Представление интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" содержит документы по организации представления налоговыми органами интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства;

5.13. Раздел 13 "Лицензирование и контроль отдельных видов деятельности" включает документы по лицензированию и контролю за производством и реализацией защищенной от подделок полиграфической продукции, за организацией и проведением азартных игр и лотерей, по регистрации и контролю игрового оборудования, по контролю за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, за выдачей специальных марок для маркировки табачной продукции, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также документы по осуществлению выдачи свидетельств о регистрации организаций, совершающим операции с этиловым спиртом и прямогонным бензином;

5.14. Раздел 14 "Добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках" содержит документы, образовавшиеся при приеме специальных деклараций налоговыми органами в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

5.15. Раздел 15 "Международное сотрудничество" включает документы о сотрудничестве с международными организациями и органами государственной власти, иными государственными органами иностранных государств;

5.16. Раздел 16 "Информационная деятельность" содержит документы по взаимодействию налоговых органов со средствами массовой информации и организации работы с налогоплательщиками по оказанию государственных услуг;

5.17. Раздел 17 "Трудовые отношения" содержит документы об организации труда и служебной деятельности, нормировании труда, оплате труда, по охране труда;

5.18. Раздел 18 "Кадровое обеспечение" содержит документы по приему, переводу на другую работу (перемещению), увольнению работников, оформлению отпусков, кадровому учету, противодействию коррупции, профилактике правонарушений, служебным проверкам и расследованиям, профессиональной подготовке, повышению квалификации, стажировке, аттестации и присвоению классных чинов, награждению, проведению дактилоскопической регистрации;

5.19. Раздел 19 "Материально-техническое обеспечение деятельности" включает документы, образующиеся в ходе обеспечения налоговых органов и подведомственных организаций необходимыми материалами, оборудованием и другой продукцией, а также в работе по организации хранения материальных ценностей;

5.20. Раздел 20 "Административно-хозяйственное обеспечение деятельности" содержит документы по организации капитального строительства, эксплуатации и ремонту зданий, помещений, оборудования, транспортному обслуживанию и обеспечению связи, а также обеспечению информационной безопасности и защиты информации;

5.21. Раздел 21 "Обеспечение безопасности организации" содержит документы по организации в налоговых органах и подведомственных организациях внутреннего распорядка и охраны, пожарной безопасности, организации гражданской обороны и работы при чрезвычайных ситуациях, мобилизационной подготовки;

5.22. Раздел 22 "Социально-бытовое и медицинское обеспечение" содержит документы, отражающие социальное страхование, жилищное, медицинское и пенсионное обеспечение в налоговых органах и подведомственных организациях.

6. Сроки хранения документов, содержащихся в Перечне (графы NN 3 - 6), установлены следующим образом.

Графа N 3 Перечня содержит указания о сроках хранения документов центрального аппарата ФНС России.

Графа N 4 Перечня содержит указания о сроках хранения документов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональных инспекций ФНС России по централизованной обработке данных, межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения, межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю, межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом.

Графа N 5 Перечня содержит указания о сроках хранения документов инспекций ФНС России межрайонного уровня, по районам, районам в городах, по городам без районного деления, межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Графа N 6 Перечня содержит указания о сроках хранения документов в подведомственных организациях ФНС России, не являющихся источниками комплектования государственных архивов, к которым отнесены организации информационно-технологического сервиса, поддерживающие аппаратно-программную и телекоммуникационную среду налоговых органов; учебно-методические центры повышения квалификации специалистов налоговых органов; ведомственные лечебно-профилактические учреждения.

7. Примечания, используемые в Перечне, комментируют и уточняют сроки хранения документов и порядок их исчисления.

8. Исчисление срока хранения архивных документов независимо от места их хранения производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 2020 году, начинается с 1 января 2021 года. Временные сроки хранения реестров, книг, журналов исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение.

9. Сроки хранения документов, установленные Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве (в том числе до вступления в силу Перечня), за исключением тех документов, которые уже внесены в описи дел постоянного хранения и в акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу Перечня.

10. Сроки хранения документов не зависят от вида носителя и ограничения доступа к ним.

11. Срок хранения "Постоянно", установленный для определенных видов документов, означает, что указанные документы, образовавшиеся в деятельности источников комплектования государственных архивов, включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации и подлежат передаче на постоянное хранение в архивы после истечения сроков их временного хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере архивного дела и делопроизводства.

12. Срок хранения "До ликвидации организации" означает, что указанные документы хранятся в организации до ее ликвидации, независимо от того, выступает или не выступает эта организация источником комплектования государственного архива. При ликвидации организации эти документы подлежат экспертизе ценности и возможному включению в состав Архивного фонда Российской Федерации.

13. Срок хранения "До минования надобности" означает, что документы имеют только практическое значение. Срок их хранения определяется самой организацией, но не может быть менее одного года. Срок хранения "До минования надобности" установлен для таких документов, как проекты локальных нормативных актов организации, документы, присланные для сведения, копии документов.

14. Срок хранения "До замены новыми" применяется, как правило, к копиям нормативных документов, которые присылаются для использования в работе, и означает, что такие документы хранятся до их отмены и замены новыми.

15. Срок хранения 50/75 лет, установленный для документов по личному составу, означает следующее:

- срок хранения указанных документов, законченных делопроизводством до 1 января 2003 года, составляет 75 лет;

- срок хранения указанных документов, законченных делопроизводством после 1 января 2003 года, составляет 50 лет;

- по истечении данных сроков хранения документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности источников комплектования государственных архивов, подлежат экспертизе ценности.

16. Отметка "ЭПК", проставленная к срокам хранения отдельных видов документов, означает, что указанные документы или часть указанных документов могут иметь научно-историческое значение и могут быть отобраны на постоянное хранение по результатам экспертизы их ценности.

17. Отметка "ЦЭК", проставленная к срокам хранения отдельных видов документов, означает, что указанные документы или часть указанных документов могут иметь длительное практическое значение и срок их хранения может быть продлен в установленном порядке.

18. Снятие отметок "ЭПК", "ЦЭК" не разрешается.

19. Указанные в Перечне сроки хранения документов применяются в установленном порядке при экспертизе ценности и отборе документов на хранение в государственные архивы и к уничтожению документов, не подлежащих дальнейшему хранению.

20. При подготовке номенклатур дел используются приведенный в Перечне видовой состав документов и установленные Перечнем сроки их хранения. Наименования видов документов конкретизируются. К сроку хранения дается ссылка на статью Перечня.

21. Срок хранения приложения (приложений) к приказу аналогичен сроку хранения самого приказа.

22. Срок хранения электронных документов аналогичен сроку хранения документов на бумажном носителе. Некоторые виды документов, приведенные в Перечне, могут создаваться, обрабатываться, храниться и использоваться только в электронном виде, без аналога на бумажном носителе.

23. Снижение сроков хранения, установленных настоящим Перечнем, запрещается.

24. Налоговые органы и подведомственные организации вправе продлевать сроки временного хранения документов при проведении экспертизы ценности. Увеличение сроков хранения документов, предусмотренных настоящим Перечнем, допускается в тех случаях, когда это вызвано особенностями работы органов налоговой системы и подведомственных организаций.

25. Для удобства пользования Перечнем к нему составлен указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов и вопросы их содержания со ссылками на номера соответствующих статей Перечня.