Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

38. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями референдума

38. Порядок подсчета голосов участников

референдума и составления протоколов об итогах

голосования участковыми комиссиями референдума

38.1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенных формах протоколов об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней для голосования на референдуме и голосов участников референдума членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.

38.2. По истечении времени голосования на референдуме председатель участковой комиссии референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования на референдуме и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели.

38.3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 16.3 настоящего Положения, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных под позициями "Да" и "Нет"), затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней для голосования на референдуме, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строки 5 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм, находящихся в помещении для голосования.

38.4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума уточняет, оглашает и вносит в строки 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией референдума.

38.5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:

а) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;

б) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума в помещении для голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);

в) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).

38.6. После внесения указанных в пункте 38.5 настоящего Положения данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии референдума, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 38.5 настоящего Положения, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии референдума. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм:

а) в строку 1 - число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;

б) в строку 3 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим в помещении для голосования;

в) в строку 4 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования.

После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 16.3 настоящего Положения, а члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

38.7. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования в соответствии с пунктом 38.20 настоящего Положения. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии референдума.

38.8. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням для голосования на референдуме членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.

38.9. При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 16.3 настоящего Положения.

38.10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии референдума, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии референдума, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 38.15 настоящего Положения. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен обзор действий членов участковой комиссии референдума.

38.11. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находящихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы оглашается и вносится в строки 6 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Если число бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества письменных заявлений участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней для голосования на референдуме оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней для голосования на референдуме, выявленных при сортировке бюллетеней для голосования на референдуме. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии референдума, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.

38.12. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

38.13. Члены участковой комиссии референдума сортируют бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, отдельно по каждому вопросу референдума, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме, оглашая содержащиеся в бюллетене для голосования на референдуме отметки участника, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней для голосования на референдуме члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования на референдуме не допускается.

38.14. При сортировке бюллетеней для голосования на референдуме участковая комиссия референдума отделяет бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

38.15. Недействительные бюллетени для голосования на референдуме подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или содержат отметки и в том, и в другом квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки бюллетеней для голосования на референдуме участковая комиссия референдума решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью указанной комиссии. Бюллетень для голосования на референдуме, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней для голосования на референдуме (с учетом числа бюллетеней для голосования на референдуме, признанных недействительными в соответствии с пунктом 38.11 настоящего Положения) заносится в строки 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

38.16. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому вопросу референдума, отдельно по позициям "Да" и "Нет". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строки 10 и 11 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

38.17. Члены участковой комиссии референдума подсчитывают и вносят в строки 9 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число действительных бюллетеней для голосования на референдуме.

38.18. Члены участковой комиссии референдума подсчитывают, оглашают и вносят в строки 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм количество бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

38.19. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования на референдуме под контролем членов комиссии референдума с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

38.20. После ознакомления членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями для голосования на референдуме проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования на референдуме. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия референдума принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования.

38.21. После завершения подсчета рассортированные бюллетени для голосования на референдуме упаковываются в отдельные пачки по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", отдельно по каждому вопросу референдума. Недействительные и погашенные бюллетени для голосования на референдуме упаковываются в отдельные пачки. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней для голосования на референдуме, вопрос референдума либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени для голосования по проекту Конституции Чеченской Республики", "Недействительные бюллетени для голосования по проекту Закона Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики", "Недействительные бюллетени для голосования по проекту Закона Чеченской Республики "О выборах в Парламент Чеченской Республики". Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, число содержащихся внутри бюллетеней для голосования на референдуме. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 16.3 настоящего Положения и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

38.22. Участковая комиссия референдума обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первым экземплярам протоколов участковой комиссии референдума об итогах голосования.

38.23. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписываются протоколы участковой комиссии референдума об итогах голосования и выдаются копии протоколов лицам, указанным в пункте 16.3 настоящего Положения. Протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Не допускаются заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких-либо изменений. Подписание протокола об итогах голосования с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

38.24. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины отсутствия. Протоколы об итогах голосования являются действительными, если они подписаны большинством от установленного числа членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии референдума или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

38.25. При подписании протоколов об итогах голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола (протоколов), вправе приложить к протоколу (протоколам) особое мнение, о чем в протоколе (протоколах) делается соответствующая запись.

38.26. По требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 16.3 настоящего Положения, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протоколов об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копии протоколов об итогах голосования, а также заверить их. Участковая комиссия референдума отмечает факт выдачи копий протоколов об итогах голосования в соответствующем реестре. Лицо, получившее копии, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копии протоколов об итогах голосования, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в них данных.

38.27. Первые экземпляры протоколов участковой комиссии референдума об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо после заверения этих копий незамедлительно направляются в территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую комиссию референдума не подлежат. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии референдума и составленные участковой комиссией референдума акты. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования с приложенными к ним документами доставляются в территориальную избирательную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии референдума либо иным членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии референдума. При указанной передаче протоколов участковой комиссии референдума об итогах голосования вправе присутствовать другие члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию референдума.

38.28. Вторые экземпляры протоколов участковой комиссии референдума об итогах голосования предоставляются для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 16.3 настоящего Положения, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума, после чего вторые экземпляры протоколов вместе с бюллетенями для голосования на референдуме, а также с печатью участковой комиссии референдума передаются в территориальную избирательную комиссию для хранения не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов референдума. За два дня до истечения срока полномочий участковой комиссии референдума копии вторых экземпляров протоколов, имеющиеся в участковой комиссии референдума, уничтожаются с составлением акта.

38.29. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая комиссия референдума, составившая протокол, выявила в нем неточность (описка, опечатка, ошибка в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия референдума обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в соответствующий протокол. О принятом решении участковая комиссия референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой комиссией референдума в территориальную избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.