II. Предпосылки разработки Концепции

Развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых технических решениях в области навигации, связи и телекоммуникации, открывает новые возможности для решения задач как в сфере обороны и безопасности государства, так и в сфере транспорта.

Беспилотная авиация широко применяется в указанных сферах.

Стремительное развитие беспилотных технологий в авиации, влекущее многократное увеличение количества полетов беспилотных воздушных судов, ставит перед государством задачу законодательного регулирования таких полетов, обеспечивающего без ограничений безопасное их выполнение.

В настоящее время особо актуальным является вопрос поиска и внедрения технических решений, обеспечивающих также без ограничений безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов.

Необходимо отметить, что в настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, но только в специально выделенном воздушном пространстве.

При этом эшелонирование пилотируемых и беспилотных воздушных судов в специально выделенном воздушном пространстве возложено на орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователя воздушного пространства, организующего такие полеты.

Обеспечение полетов беспилотных воздушных судов путем установления запретов и ограничений для обеспечения безопасности полетов пилотируемой авиации многократно увеличило количество установленных в воздушном пространстве ограничений.

Несомненно, такой подход к обеспечению полетов беспилотных воздушных судов в современных условиях требует совершенствования.

Для достижения поставленной цели - безопасной интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации необходимо предпринимать дальнейшие совместные усилия разработчиков, производителей и эксплуатантов беспилотных воздушных судов, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующее государственное регулирование, направленные на совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации.

Согласованные на международном уровне подходы к интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство Российской Федерации предусматривают поэтапный подход к развитию и внедрению новых технологий в сфере организации использования воздушного пространства, бортового оборудования беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, наземной инфраструктуры и повышения уровня подготовки авиационного персонала, а также совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации. Каждый переход гражданской авиации на следующий этап развития предусматривает проведение обязательной оценки рисков и необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также принятие решений о внедрении разработанных технологий и оборудования или издание нормативных правовых и нормативных технических актов Российской Федерации.