VII. Этапы интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации

VII. Этапы интеграции беспилотных воздушных судов в единое

воздушное пространство Российской Федерации

Интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации будет осуществляться в соответствии со следующими этапами:

первый этап (до 2024 года) - организационный;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.12.2022 N 3754-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

второй этап (до 2030 года) - технологический;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.12.2022 N 3754-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

третий этап (до 2035 года) - цифровой.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.12.2022 N 3754-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первый этап характеризуется внедрением таких фундаментальных сервисов, как электронная регистрация, учет и идентификация. Указанные сервисы позволят удаленно идентифицировать беспилотное воздушное судно, находящееся в полете, включая информацию о его фактическом местоположении, технических характеристиках, изготовителе и владельце.

Целями первого этапа являются:

упрощение процедур, связанных с организацией использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами;

минимизация ограничений, устанавливаемых в воздушном пространстве для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

установление правил подготовки и выполнения полетов беспилотных воздушных судов;

создание условий для обеспечения общественной безопасности, противодействия незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контроля ввоза и распространения беспилотных воздушных судов.

Задачами первого этапа являются:

совершенствование воздушного законодательства Российской Федерации в сфере организации, подготовки и выполнения полетов беспилотных воздушных судов;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере внешней и внутренней торговли;

реализация отдельных компонентов системы сервисного и информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

проработка применения экспериментальных правовых режимов.

Ожидаемыми результатами первого этапа являются:

учет и регистрация беспилотных гражданских воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, в электронной форме;

отсутствие административных барьеров при подготовке внешних пилотов;

обеспечение контроля ввоза и оборота беспилотных авиационных систем иностранного производства;

проведение работ в установленных экспериментальных правовых режимах по отработке технологий обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

выполнение полетов беспилотных воздушных судов в контролируемом воздушном пространстве и неконтролируемом воздушном пространстве класса G при условии обеспечения применимых требований, установленных в этот период для пилотируемой авиации.

Второй этап характеризуется:

внедрением автоматизированного скоординированного планирования использования воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми воздушными судами, обеспечением разрешения потенциальных конфликтных ситуаций на стратегическом уровне (до начала полета) и тактическом уровне (в ходе выполнения полета) посредством непрерывного наблюдения и (или) мониторинга местоположения беспилотных и пилотируемых воздушных судов, расширением инфраструктуры метеорологического обеспечения полетов и развитием прогностических моделей, предоставлением эксплуатантам беспилотных воздушных судов метеорологической, аэронавигационной и полетной информации в цифровом виде в режиме реального времени;

подготовкой предложений по актуализации настоящей Концепции в целях дальнейшей цифровизации процессов планирования и выполнения полетов, снижающих воздействие человеческого фактора в части обеспечения безопасности полетов при эксплуатации беспилотных воздушных судов и обслуживании воздушного движения.

Целью второго этапа является внедрение технологий обеспечения безопасного выполнения полетов беспилотных воздушных судов, инфраструктуры связи, навигации и наблюдения.

Задачами второго этапа являются:

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по реализации технологий, предусмотренных разделом IV настоящей Концепции;

внедрение технологий, обеспечивающих использование общего воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами;

создание технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение системы сервисного и информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

определение направлений совершенствования законодательства Российской Федерации.

Ожидаемыми результатами второго этапа являются:

реализация информационного взаимодействия системы учета беспилотных гражданских воздушных судов с информационными системами заинтересованных ведомств;

совместные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в несегрегированном воздушном пространстве на основании специальных правил и процедур;

внедрение технологий, обеспечивающих использование общего воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами;

создание инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение системы сервисного и информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

подготовка соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Третий этап характеризуется внедрением средств динамического геозонирования воздушного пространства (информация о структуре воздушного пространства и вновь устанавливаемых и снимаемых ограничениях использования воздушного пространства распространяется в режиме реального времени), обеспечением цифрового интерфейса взаимодействия эксплуатантов и внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения, обеспечением разрешения конфликтных ситуаций на тактическом уровне (в процессе полета) на базе цифровых платформ.

Целью третьего этапа является безопасная интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации.

Задачами третьего этапа являются:

завершение создания технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение цифровых технологий, обеспечивающих обслуживание воздушного движения (управление полетами) беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

внесение изменений в нормативно-правовую и нормативно-техническую базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации.

Ожидаемыми результатами третьего этапа являются:

создание технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;

внедрение цифровых технологий, обеспечивающих обслуживание воздушного движения (управление полетами) беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

принятие нормативных правовых и нормативных технических актов, обеспечивающих безопасную интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации.