Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В 2022 - 2024 гг. решение задач по развитию обязательного медицинского страхования направлено на обеспечение сбалансированности и устойчивости системы, дальнейшее укрепление ее финансовой стабильности, создание условий для реализации переданных полномочий субъектам РФ по организации обязательного медицинского страхования с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, развитие высокотехнологической медицинской помощи, повышение эффективности бюджетных расходов.

Кроме того, в рамках реализации Послания Президента (от 21 апреля 2021 года) запланировано расширение программы диспансеризации и профилактических осмотров с максимальным охватом населения и с учетом текущей эпидемиологической ситуации, а также расширение программ лечения и реабилитации в стационарных условиях лиц с заболеваниями, выявленными по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.

Увеличение доходов ФОМС будет осуществляться за счет поступающих сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, налоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Дополнительным источником увеличения поступлений страховых взносов является вовлечение в экономику самозанятых граждан.

На период 2022 - 2024 гг. поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения по основной категории плательщиков будет исчисляться по тарифу 5,1% от фонда заработной платы без ограничения по предельной величине базы.

Выпадающие доходы бюджета ФОМС в связи с применением отдельными категориями плательщиков страховых взносов пониженных взносов компенсируются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

В целях достижения сбалансированности бюджета ФОМС предусматривается ежегодное увеличение объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (увеличение на индекс потребительских цен коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг к тарифу страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 18 864,6 рублей).

Обеспечение расходных обязательств регионов, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на их территории, для получения качественной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, будет осуществляться путем предоставления субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных ФОМС. Размер субвенций планируется ежегодно увеличивать.

Таблица 4.3.3. Основные характеристики бюджета ФОМС в 2019 - 2024 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021 <*>

2022

2023

2024

Доходы

2 124,0

2 392,7

2 628,3

2 779,2

2 925,7

3 086,3

Страховые взносы на ОМС

2 043,0

2 132,8

2 317,8

2 447,8

2 593,3

2 745,3

Трансферты из ФБ

79,0

247,7

293,1

326,0

326,8

335,1

в т.ч. на выпадающие доходы

9,0

12,0

35,5

47,5

50,8

54,3

Расходы

2 186,7

2 360,5

2 592,5

2 801,1

2 951,0

3 120,3

Дефицит/профицит

-62,7

32,2

35,8

-21,8

-25,4

-34,0