Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

СТАБИЛЬНАЯ И ПРЕДСКАЗУЕМАЯ МАКРОСРЕДА

В условиях достижения полной занятости и преодоления допандемийного трендового уровня деловой активности предусматривается завершение нормализации бюджетной политики, что будет содействовать стабилизации инфляционных ожиданий и возвращению инфляции к целевому ориентиру (4%).

Нормализация бюджетной политики подразумевает возврат с 2022 года к обычным параметрам "бюджетных правил" - т.е. направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов (рассчитанных при базовой цене на нефть) и ограничение структурного первичного дефицита размером 0,5% ВВП.

00000020.jpg

Как показывает опыт последних 5 лет - включающий как периоды относительно благоприятной конъюнктуры, так и периоды резких и масштабных падений цен - проведение с 2017 года бюджетной политики на основе "бюджетных правил" позволило эффективно "локализовать" нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. врезку "Бюджетные правила в России: локализация нефтяных шоков").

Соответственно, параметр базовой цены нефти "бюджетных правил" обеспечивает устойчивость к нефтяным шокам, а параметр структурного первичного дефицита обеспечивает устойчивость траектории госдолга, минимизируя влияние бюджета на уровень процентных ставок в экономике и доступность кредита. Совокупно следование "бюджетным правилам" будет содействовать поддержанию стабильных экономических и финансовых условий с устойчиво низкими равновесными реальными процентными ставками, благоприятствуя тем самым сбалансированному развитию экономики на основе частных капиталовложений.

В то же время долгосрочная эффективность "бюджетных правил" и, соответственно, устойчивость государственных финансов зависит не только от масштабов возможных ценовых колебаний, но и их продолжительности. Это особенно актуально в контексте ожидаемых на долгосрочном горизонте кардинальных структурных изменений на мировых энергетических рынках в связи с "энергопереходом".

Главным фактором долгосрочной устойчивости в этом выступает наличие достаточного объема ликвидных резервных активов в Фонде национального благосостояния (ФНБ).

Рост цен на нефть на фоне восстановления спроса и сдерживания предложения позволил в текущем году вернуться к накоплению дополнительных нефтегазовых доходов, и по итогам года совокупный размер резервных активов ФНБ и средств дополнительных нефтегазовых доходов на спецсчете (по учету дополнительных нефтегазовых доходов в течение года) составит порядка 10,8 трлн рублей (8,7% ВВП).

Вместе с тем в средне-/долгосрочном периоде вероятно усиление тенденций нисходящей динамики нефтяного рынка при сохранении повышенной ценовой волатильности (см. раздел 2.1 "Внешние условия").

В целях оценки устойчивости государственных финансов к стрессовым сценариям было проведено стресс-тестирование бюджетных параметров - в том числе в зависимости от траектории энергоперехода (см. врезку "Стресс-тестирование долгосрочной устойчивости").

Результаты стресс-тестирования отражают, что в случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов. В этом свете к инвестированию дополнительных конъюнктурных доходов, накапливаемых в период относительно высоких цен, необходимо подходить особенно аккуратно.

В целях снижения долгосрочных бюджетных рисков, связанных с энергопереходом, минимальный уровень ликвидных резервных активов предлагается довести до уровня 10% ВВП.