4.4. Объекты нормативно-справочной информации

Основной целью ведения и использования объектов нормативно-справочной информации (классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации) является обеспечение компонентов и участников ЕГИСЗ актуальной, структурированной и достоверной нормативно-справочной информацией, организованной в форме объектов НСИ Федерального реестра нормативно-справочной информации, поддерживаемых уполномоченной организацией на постоянной основе.

Детализация цели представлена в Порядке ведения и использования классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, и включает в себя:

- Обеспечение участников: обеспечение участников информационного взаимодействия стандартизованной и унифицированной нормативно-справочной информацией в сфере здравоохранения;

- Обеспечение информационных систем: обеспечение функционирования, совместимости и способности к взаимодействию (интероперабельности) информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на основе единства объектов нормативно-справочной информации, используемых в сфере здравоохранения;

- обеспечение информационного пространства: обеспечение в процессе применения единообразного толкования и достоверности информации, а также исключение возможных ошибок при использовании информации.

Система ведения нормативно-справочной информации является основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих процессы взаимодействия на всех уровнях организации здравоохранения.

Унификация и контроль над справочниками (объектами НСИ) позволяет:

- создавать единое непротиворечивое информационное пространство;

- обеспечивать семантическую интероперабельность федеральных и региональных компонентов ЕГИСЗ;

- сохранять целостность данных;

- обеспечивать высокое качество процесса анализа и принятия решений.

Процесс информатизации отрасли напрямую связан с развитием нормативно-справочной информации, при этом состав и структура данного компонента имеет вариативный характер, меняющийся в зависимости от уровня развития ЕГИСЗ и приоритетных задач развития отрасли на каждом этапе развития.

Состав объектов НСИ, входящих в структуру федерального сегмента, может расширяться на региональном уровне за счет введения дополнительных справочных объектов, отвечающих задачам информатизации здравоохранения соответствующего региона.

Объекты НСИ Федерального реестра нормативно-справочной информации ЕГИСЗ, различаются по целому ряду показателей, в том числе: по обязательности применения (использования) - основные, вспомогательные, архивные; по формату объекта - номенклатуры, кодификаторы, классификаторы, терминологические системы и т.д.; по целевому назначению - для обеспечения документирования лечебно-диагностического процесса, деятельности врачебных комиссий, формирования медико-статистической информации и т.д.; по уровню сложности - простые/сложные, для разработки которых необходимы научно-исследовательские работы и привлечение экспертного сообщества, в том числе: многоуровневые, содержащие мапирование с другими объектами; по регулярности обновления - постоянно обновляемые, при наступлении сроков актуализации; по источникам информации - на основе нормативно-правовых (правовых) актов, на основе экспертных данных и т.д.

На начальном этапе формирования ЕГИСЗ в реестре нормативно-справочной информации были представлены как "внутренние" объекты, поддерживаемые Минздравом России, так и "внешние" объекты, обеспечиваемые иными ведомствами и учреждениями, необходимые для осуществления деятельности отрасли, что создавало основу для следующей классификация справочников: Международные справочники, Общероссийские справочники, Ведомственные справочники, Справочники информационных систем Минздрава России (Справочники подведомственных органов и организаций; Справочники сведений о деятельности медицинской организации; Справочники сведений о мед. работниках и мед. услугах; Справочники сведений о пациентах и медицинской помощи; Справочники лекарственных средств и медицинских изделий; Прочие справочники).

Переход к единой системе нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, и выполнение принципов унификации цифрового пространства позволил отказаться от ведения (дублирования) объектов НСИ в Федеральном реестре нормативно-справочной информации, относящихся к категории "внешних" объектов.

На сегодняшний день система ведения нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения обеспечивает возможность для выполнения следующих задач:

- обеспечение формирования, учета, систематизации, унифицированного хранения и сопровождения НСИ, применяемой в сфере здравоохранения;

- централизованное хранение объектов НСИ, предоставление единой точки доступа, навигация и поиск данных в реестре НСИ;

- уникальная идентификация объектов НСИ;

- обеспечение жизненного цикла и поддержка версионности объектов НСИ;

- мониторинг (систематический сбор и обработка информации о процессах ведения и использования НСИ);

- предоставление доступа пользователям к НСИ в соответствии с политикой информационной безопасности;

- методическое и методологическое обеспечение процессов ведения НСИ;

- интеграция с информационными системами в части применения НСИ.