II. Задачи, ключевые показатели и ожидаемые результаты развития конкуренции

II. Задачи, ключевые показатели и ожидаемые результаты

развития конкуренции

1. Задачи Национального плана ("дорожной карты") по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы (далее - Национальный план) определяются целями обеспечения экономического роста и необходимостью преодоления барьеров, сдерживающих развитие российской экономики, и включают в себя:

развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;

снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;

дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых сфер деятельности, в которых созданы условия для развития конкуренции, на основании анализа состояния конкуренции;

обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества (в том числе в социальной сфере), унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов, проводимых в электронной форме;

обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;

развитие малого и среднего предпринимательства;

унификация и систематизация государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам;

замена мер государственного регулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования;

обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;

развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, в том числе создание в Российской Федерации отвечающего международным стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и других товарных деривативов, создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли;

цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования;

расширение и повышение эффективности международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, а также восстановление условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении антимонопольного законодательства;

создание условий для развития конкуренции в сфере государственного оборонного заказа, стимулирующих увеличение доли государственных контрактов, заключенных путем проведения конкурентных процедур, и повышения эффективности механизма ценообразования в сфере государственного оборонного заказа;

развитие межвидовой конкуренции и конкуренции между компаниями в сфере транспорта с учетом необходимости обеспечения безопасности и финансовой устойчивости перевозчиков.

2. В целях контроля выполнения поставленных задач и достижения целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции устанавливаются следующие ключевые показатели развития конкуренции:

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

2025 год

Ответственные исполнители

1.

Доля организаций с государственным и муниципальным участием в отраслях (сферах), указанных в пункте 3 раздела II Национального плана <*>

процентов

менее чем в 2020 году

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана

2.

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей

млн. человек

не менее 25

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана

3.

Доля закупок в денежном выражении, осуществляемых акционерными обществами, входящими в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р и от 30 августа 2017 г. N 1870-р, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по отношению к общему объему таких закупок в денежном выражении, за исключением закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 600 тыс. рублей, закупок товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий, а также закупок, осуществляемых в связи с признанием конкурентных закупок несостоявшимися

процентов

менее чем в 2020 году

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана

--------------------------------

<*> Методика расчета доли организаций с государственным и муниципальным участием утверждается федеральным антимонопольным органом.

3. Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видах деятельности):

Ожидаемые результаты

Ответственные исполнители

1. Агропромышленный комплекс

На федеральном и региональном уровнях обеспечена возможность подачи сельскохозяйственными товаропроизводителями заявления на получение субсидий в электронном виде через государственную информационную систему

Минсельхоз России

Увеличено количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, получивших субсидии

Минсельхоз России

Расширена номенклатура сельскохозяйственных товаров, реализуемых на бирже

Минсельхоз России,

ФАС России

2. Информационные технологии

На рынках услуг в сфере информационных технологий, в том числе на рынках программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов (разработка, поддержка, развитие, внедрение, предоставление доступа, обеспечение функционирования), отсутствуют унитарные предприятия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами

Минцифры России

Обеспечен ввод в промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере:

количество пользователей информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере - одна тысяча в 2023 году;

количество пользователей информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере - 20 тыс. в 2025 году

ФАС России,

Минобороны России

Реализован функционал специализированной торговой площадки, обеспечивающий возможность проведения закрытых торгов, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну

ФАС России,

ФСБ России,

ФСТЭК России,

Минфин России

3. Сфера обращения твердых коммунальных отходов

Увеличение до 30 процентов к 2025 году объема твердых коммунальных отходов, транспортируемых организациями частных форм собственности (негосударственными и немуниципальными организациями) и не аффилированными с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Минприроды России

4. Сфера финансовых рынков

Обеспечен равный доступ финансовым организациям, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, к государственным программам субсидирования из средств бюджета льготного финансирования

ФАС России,

Минфин России

при участии Банка России

Обеспечено проведение открытых процедур отбора кредитных или иных специализированных финансовых организаций - агентов по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию и погашению выпусков облигаций федерального займа для населения, а также обеспечена возможность реализации указанных облигаций населению посредством использования электронных платформ, обеспечивающих удаленное взаимодействие финансовых организаций с потребителями финансовых услуг

Минфин России,

ФАС России

при участии Банка России

Создан не менее чем один новый рынок производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар

ФАС России,

Минфин России

при участии Банка России

5. Природные ресурсы

Расширен доступ организаций, обладающих необходимым опытом и финансовыми ресурсами, в состав потенциальных пользователей участков нераспределенного фонда недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации

Минвостокразвития России,

Минприроды России,

ФАС России

6. Электроэнергетика

Снижены сроки технологического присоединения к электрическим сетям до 90 дней к 2025 году в случаях, когда максимальная мощность заявителя составляет до 150 кВт и сетевой организации требуется строительство "последней мили" на расстоянии 300 - 500 метров

Минэнерго России

Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в электронной форме не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации к 2025 году

Минэнерго России

Не увеличены территории ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков

Минэнерго России

Доля организаций частной формы собственности составляет не менее:

30 процентов для организаций, осуществляющих деятельность по производству электроэнергии на розничном рынке;

30 процентов для организаций, осуществляющих деятельность по купле-продаже электроэнергии (энергосбытовую деятельность) на розничном рынке

ФАС России

7. Сфера транспорта

Воздушный транспорт:

Обеспечены равные условия дистрибуции авиабилетов через глобальные и российские системы бронирования

Минтранс России

Обеспечена деятельность минимум одного независимого оператора, не входящего в группу лиц с оператором аэропорта, оказывающего услуги по наземному обслуживанию в аэропортах с пассажирооборотом свыше 3 млн. человек в год

Минтранс России

Железнодорожный транспорт:

Создана цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие грузоотправителей, перевозчиков и операторов в рамках грузовых перевозок железнодорожным транспортом на недискриминационной основе

Минтранс России

Городской транспорт (автобусы):

Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом:

по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, - не менее 20 процентов;

по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, - не менее 30 процентов

Минтранс России,

Минэкономразвития России

8. Сфера образования

Во всех субъектах Российской Федерации обеспечено внедрение не позднее 2024 года системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств)

Минпросвещения России

В субъектах Российской Федерации разработаны меры поддержки частных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми

Минпросвещения России,

Минэкономразвития России

Обеспечено включение в примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования тем, посвященных государственной политике по развитию конкуренции

Минпросвещения России

Доля детей, получающих образование в организациях частной формы собственности, от общего числа детей, получающих образование, составляет не менее:

1,6 процента на рынках дошкольного образования;

1 процента на рынках общего образования;

7,5 процента на рынках среднего профессионального образования

Минпросвещения России

9. Сфера здравоохранения

На рынках лекарственных средств:

до 1 июля 2022 г. проведена работа по определению взаимозаменяемости лекарственных препаратов для не менее чем 50 процентов лекарственных препаратов,

до 31 декабря 2022 г. - для не менее чем 55 процентов лекарственных препаратов,

до 31 декабря 2023 г. - для не менее 60 процентов лекарственных препаратов,

до 31 декабря 2024 г. - для не менее 65 процентов лекарственных препаратов,

до 31 декабря 2025 г. - для не менее 70 процентов лекарственных препаратов

Минздрав России

Система возмещения стоимости лекарственного обеспечения внедрена:

в не менее чем 10 пилотных регионах - к 2023 году,

во всех регионах - к 2025 году при условии выделения достаточных средств на пилотный проект

Минздрав России

Доля организаций частной формы собственности составляет:

на рынках медицинских услуг - не менее 10 процентов, в том числе доля субъектов малого и среднего предпринимательства - не менее 80 процентов;

на рынках розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями - не менее 70 процентов

Минздрав России,

Минэкономразвития России

10. Ритуальные услуги

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 21.08.2023 N 2252-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

До 31 декабря 2023 г.:

созданы в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" справочник сведений о кладбищах и местах захоронений на них, справочник сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, содержащие атрибутивный состав сведений;

направлено информационное письмо в субъекты Российской Федерации о заполнении справочника сведений о кладбищах и местах захоронений на них, справочника сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, а также инструкция по заполнению указанных справочников

Минстрой России,

Минцифры России

В субъектах Российской Федерации до 31 декабря 2025 г.:

созданы и в целях обеспечения возможности поиска посредством единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствии с положениями раздела III Национального плана размещены в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" справочник сведений о кладбищах и местах захоронений на них в отношении всех существующих кладбищ, справочник сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон;

обеспечено оказание ритуальных услуг по принципу "одного окна" на основе конкуренции с предоставлением информации о хозяйствующих субъектах, имеющих право на оказание услуг по организации похорон, включая стоимость оказываемых хозяйствующими субъектами ритуальных услуг

Минстрой России,

Минцифры России,

Минэкономразвития России

11. Энергетика

Газ:

При торговле природным газом не менее 10 процентов общего объема поставок на территорию Российской Федерации составляет объем газа, поставка которого осуществлена по договорам, заключенным на биржевых торгах, в которых приняли участие не менее 5 продавцов

ФАС России,

Минэнерго России

Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на природный газ, сжиженный углеводородный газ

ФАС России,

Минэнерго России

Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования

Минфин России,

ФНС России,

Минэнерго России,

ФАС России

Сроки подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения составляют не более 135 дней для заявителей первой категории в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Минэнерго России,

Минстрой России,

ФАС России

Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется через многофункциональные центры не менее чем в 45 субъектах Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Минэнерго России,

ФАС России

Сокращены объемы перекрестного субсидирования в рамках долгосрочного тарифного регулирования

Минэкономразвития России,

Минэнерго России,

ФАС России

Нефть и нефтепродукты:

Увеличена доля реализованных на биржевых торгах нефтепродуктов (автомобильные бензины, авиационный керосин, битум, сжиженный углеводородный газ, дизельное топливо, мазут) от общего объема производства по сравнению с 2020 годом

ФАС России,

Минэнерго России

Обеспечено развитие экспорта нефти и нефтепродуктов с применением прозрачных форм торговли (организованные торги, аукционы)

ФАС России,

Минэнерго России

Обеспечено развитие маркерного сорта российской нефти "Юралс" и повышена его ликвидность как независимого эталонного сорта

Минэнерго России

Формирование внебиржевых индексов цен на авиационный керосин в центрах потребления

ФАС России,

Минэнерго России

Формирование биржевых и внебиржевых индексов цен на битум, судовое топливо в центрах потребления и на нефтепродукты, реализованные мелким оптом

ФАС России,

Минэнерго России

Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования

Минфин России,

ФНС России,

Минэнерго России

Угольная промышленность:

Объем энергетического угля, реализованного на бирже, составляет не менее 10 процентов поставок на территорию Российской Федерации

ФАС России,

Минэнерго России

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти

Обеспечено использование биржевых и внебиржевых индексов цен в целях повышения эффективности применения налогового, бюджетного регулирования

Минфин России,

ФНС России,

Минэнерго России,

ФАС России

Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на энергетический уголь

ФАС России,

Минэнерго России

12. Химическая промышленность и нефтегазохимическая промышленность

Доля реализации химической и нефтегазохимической продукции на организованных торгах от поставок на внутренний рынок, в том числе в мелкооптовом сегменте, составляет для парафинов, ортоксилола, толуола не менее 10 процентов объемов продаж на территории Российской Федерации каждого производителя, занимающего доминирующее положение на соответствующих товарных рынках

ФАС России

Минэнерго России

Расширена номенклатура химической и нефтегазохимической продукции, реализуемой на организованных торгах с учетом спроса

ФАС России,

Минэнерго России,

Минпромторг России

Сформированы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на минеральные удобрения, парафины, ортоксилол, толуол

ФАС России,

Минэнерго России,

Минпромторг России

13. Строительство

Осуществлен переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления в единой цифровой среде управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе единых классификаторов, форматов и регламентов информационного обмена, учитывающих возможность использования технологий информационного моделирования

Минстрой России,

ФАС России

Доля организаций частной формы собственности в объеме выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составляет не менее 91 процента

Минстрой России

14. Торговля

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.06.2024 N 1399-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Суммарно увеличено количество нестационарных торговых объектов и торговых мест на ярмарках не менее чем на 10 процентов в 2025 году по отношению к 2020 году

Минпромторг России,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации

15. Лесной комплекс

Обеспечено развитие ликвидных биржевых торгов лесоматериалами

ФАС России,

Минприроды России,

Минпромторг России

Создание ликвидных биржевых индикаторов на лесоматериалы, основанных на результатах биржевых торгов лесоматериалами

ФАС России,

Минприроды России,

Минпромторг России

Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования

Минфин России,

ФНС России,

Минприроды России,

ФАС России,

Минпромторг России