3.4. Подготовка и оформление проектов федеральных законов, концепций проектов федеральных законов и проектов технических заданий на их разработку

3.4. Подготовка и оформление проектов федеральных законов,

концепций проектов федеральных законов и проектов

технических заданий на их разработку

3.4.1. Подготовка и внесение проектов федеральных законов (далее - законопроекты) в Правительство Российской Федерации осуществляются Минобрнауки России в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент).

3.4.2. Минобрнауки России разрабатывает законопроекты на основе плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, а также в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, во исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, и поручений Председателя Правительства Российской Федерации, плана организации законопроектных работ в Минобрнауки России на соответствующий год.

Разработка Минобрнауки России законопроектов по основаниям, не предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, а также включение в разрабатываемые проекты федеральных законов положений, не относящихся к предмету правового регулирования, определенному в документах, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, допускаются по решению Председателя Правительства Российской Федерации.

3.4.3. Концепции законопроектов и проекты технических заданий на их разработку (далее - концепции и проекты ТЗ) разрабатываются в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576.

3.4.4. Подготовленные ответственными структурными подразделениями законопроекты, концепции и проекты ТЗ направляются на согласование в заинтересованные структурные подразделения.

Согласование законопроектов, концепций и проектов ТЗ осуществляется заинтересованными структурными подразделениями в срок не позднее 7 календарных дней с даты их поступления в эти структурные подразделения либо в более короткий срок по решению руководства Минобрнауки России.

3.4.5. Завизированные руководителями (или их заместителями) всех заинтересованных структурных подразделений законопроекты, концепции и проекты ТЗ до направления их на согласование в заинтересованные органы государственной власти и иные организации в обязательном порядке подлежат правовой экспертизе, проводимой Правовым департаментом.

Законопроекты, концепции и проекты ТЗ направляются в Правовой департамент с приложением всех актов (документов), в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены. Правовая экспертиза законопроектов, концепций и проектов ТЗ без приложения указанных актов (документов) не проводится, а законопроекты, концепции и проекты ТЗ возвращаются исполнителю.

Срок проведения правовой экспертизы законопроекта, концепции и проекта ТЗ составляет не менее 7 дней со дня поступления в Правовой департамент. При проведении правовой экспертизы законопроекта, концепции и проекта ТЗ исполнитель указанных проектов может привлекаться работником Правового департамента, проводящим правовую экспертизу, для дачи пояснений по данным проектам. Законопроекты, концепция и проект ТЗ с замечаниями и предложениями передаются работником Правового департамента исполнителю проекта на доработку, а в РК документа в СЭД делается соответствующая запись.

Доработанные законопроект, концепция и проект ТЗ с приложением предыдущего законопроекта, концепции и проекта ТЗ, по тексту которых делались замечания и предложения, передаются исполнителем государственному служащему Правового департамента, проводившему правовую экспертизу, для проверки соответствия правильности доработанного проекта. При отсутствии замечаний законопроект, концепция и проект ТЗ визируются руководством Правового департамента.

При наличии неурегулированных разногласий законопроект, концепция, проект ТЗ не визируются и возвращаются исполнителю вместе с заключением на них, подписанным руководством Правового департамента.

3.4.6. Подготовка финансово-экономических обоснований к законопроектам осуществляется структурными подразделениями, ответственными за подготовку законопроекта, совместно с Департаментом экономической политики.

3.4.7. Согласование законопроектов с заинтересованными органами государственной власти и организациями осуществляется одновременно с проведением процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы. Направление законопроектов на заключение в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации и обсуждение общественно значимых из них с Общественным советом при Минобрнауки России осуществляются по решению структурных подразделений, ответственных за подготовку законопроектов.

Согласование законопроектов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288.

Согласование законопроектов, подготавливаемых в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234.

3.4.8. В целях обеспечения возможности проведения оценки регулирующего воздействия, раскрытия информации о подготовке законопроектов и результатах их общественного обсуждения, независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, они размещаются структурными подразделениями, ответственными за подготовку законопроектов, в установленном порядке на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт regulation.gov.ru) в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента.

3.4.9. При наличии разногласий по законопроекту, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, структурным подразделением, ответственным за подготовку законопроекта, организуется согласительное совещание с участием заместителя Министра в соответствии с распределением обязанностей между первым заместителем Министра, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителями Министра (далее соответственно - распределение обязанностей, заместители Министра) и представителей заинтересованных органов государственной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. Законопроект может быть внесен в Правительство Российской Федерации с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и замечаниями, подписанными руководителями указанных органов или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.

3.4.10. Законопроект после его согласования с заинтересованными органами государственной власти, проведения оценки регулирующего воздействия или раскрытия информации о подготовке законопроекта и результатах его общественного обсуждения, а также независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов до внесения в Правительство Российской Федерации направляется с приложением документов, предусмотренных пунктом 60 Регламента, на правовую и антикоррупционную экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации для оценки законопроекта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов.

В отдельных случаях, установленных Регламентом, законопроекты направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации или Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3.4.11. Законопроект, представляемый в Правительство Российской Федерации, в обязательном порядке согласовывается статс-секретарем - заместителем Министра, после чего визируется Министром или лицом, исполняющим его обязанности.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.07.2022 N 652)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законопроект вносится в Правительство Российской Федерации с сопроводительным письмом, содержащим основание внесения законопроекта, сведения о содержании и согласовании законопроекта, с приложением следующих документов:

проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

пояснительной записки, содержащей изложение предмета законодательного регулирования, основной идеи законопроекта, оформленной в соответствии с пунктом 53 Регламента;

финансово-экономического обоснования принимаемых решений, предлагаемых к принятию законопроектом, оформленного в соответствии с пунктами 53(1) и 53(2) Регламента;

перечня федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

перечня нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

заключений, предусмотренных пунктами 60, 60(1), 60(2) и 60(4) Регламента;

заключения федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".

Перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, должны включать в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - ответственном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов.

3.4.12. В случаях, установленных пунктами 53 и 60(5) Регламента, законопроекты вносятся в Правительство Российской Федерации также с протоколами заседаний Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на которых рассмотрены соответствующие законопроекты.

3.4.13. Требования и образцы оформления законопроекта и сопроводительных документов приводятся в приложении N 6 к Инструкции.

3.4.14. В Правительство Российской Федерации также представляются копии подготовленных материалов в электронной форме в редактируемом текстовом формате.