5. Администрирование и контроль исполнения обязанности по утилизации отходов от использования товаров

5. Администрирование и контроль исполнения обязанности

по утилизации отходов от использования товаров

В целях эффективного управления институтом расширенной ответственности производителей, в том числе в части обеспечения максимальной "экологичности" производимых товаров и упаковки, развития и модернизации мощностей по утилизации отходов, оценки достижения целевых показателей по утилизации отходов, надлежащего контроля и надзора за вовлечением отходов в хозяйственный оборот, необходимо формирование прозрачной системы администрирования.

Получение достоверной, оперативной, объективной и верифицируемой информации возможно посредством эксплуатации информационной системы и обеспечения взаимодействия ее с государственными информационными системами, в том числе в целях применения мер административного воздействия при выявлении субъектов расширенной ответственности производителей, уклоняющихся от исполнения возложенных на них обязанностей.

Получение достоверной информации о количестве произведенных товаров и упаковки, подпадающих под требования расширенной ответственности производителей, возможно исключительно на стадии производства таких товаров, постановки их на бухгалтерский учет, а также направления статистической информации о количестве произведенной продукции.

В настоящее время создана единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров, которая согласно статье 24.3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" является федеральной государственной информационной системой, содержит информацию об отходах, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию. Оператором системы является Росприроднадзор.

С учетом предлагаемых изменений института расширенной ответственности производителей, изменяющих систему регулирования, необходимо обеспечить формирование информационной системы, которая должна быть интегрирована (объединена) с государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов, а также должно быть обеспечено информационное взаимодействие информационной системы с иными государственными информационными системами.

Информационная система должна позволять отслеживать факт производства товара, упаковки, попадающих под действие расширенной ответственности производителей, а также обеспечивать взаимодействие оператора с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, отраслевыми саморегулируемыми организациями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими заинтересованными участниками.

Факт утилизации отходов должен подтверждаться в информационной системе посредством внесения данных всеми участниками процесса обращения с отходами на разных этапах обращения с ними: о количестве собранных, раздельно накопленных, обработанных и утилизированных отходов, о количестве полученной продукции и количестве использованного вторичного сырья при ее производстве путем сопоставления данных о произведенном товаре и утилизированных отходов, имеющихся мощностей утилизации.

В информационной системе целесообразно создание и ведение следующих реестров:

реестр перечня упаковки и упаковочных материалов;

реестр производителей и импортеров товаров, упаковки;

реестр утилизаторов, включая данные о мощностях;

реестр мест раздельного накопления и сбора отходов, а также объектов обработки отходов.

В целях обеспечения сопоставления произведенных и импортированных товаров, упаковки с отходами, утилизация которых будет засчитываться при выполнении обязанности по утилизации указанных товаров и упаковки, необходимо предусмотреть формирование конвертора кодов товаров и упаковки, и отходов.

В целях обеспечения проверки достоверности информации об осуществлении утилизации отходов необходима регистрация в информационной системе под индивидуальным номером утилизаторов с указанием имеющихся у них мощностей, объема утилизированных отходов, а также нормативное закрепление возможности утилизации отходов только через утилизаторов, сведения о которых внесены в информационную систему.

В случае если деятельность утилизатора не подлежит лицензированию, целесообразно для внесения сведений в информационную систему предусмотреть механизм проверки сведений об имеющихся мощностях и других показателях деятельности утилизатора.

В целях обеспечения выполнения производителями, импортерами товаров в упаковке обязанностей по утилизации отходов в отношении упаковки необходимо законодательно закрепить требование о реализации таких товаров на территории Российской Федерации, сведения об упаковке которых внесены в информационную систему.

Кроме того, представляется целесообразным осуществление функций оператора информационной системы экологическим оператором.

В рамках совершенствования администрирования выполнения расширенной ответственности производителей также необходимо:

установить предоставление отчетной документации не реже чем два раза в год с определением в качестве отчетного периода выполнения расширенной ответственности производителей полугодия, следующего за полугодием производства товара или его ввоза на территорию Российской Федерации;

определить возникновение обязанности выполнения нормативов утилизации для производителей товаров, упаковки - с момента выпуска в оборот (производства), для импортеров товаров - с момента импорта (пересечения границы Российской Федерации);

установить возможность предоставления в информационную систему отчетной документации исключительно в электронной форме;

предусмотреть возможность формирования и регистрации в информационной системе сведений об утилизации отходов, ведения в электронном виде журнала учета вторичных материальных ресурсов;

уточнить порядок, сроки и основания для проведения проверок в случае выявления нарушений при предоставлении отчетности, в том числе выявленных в информационной системе.

В целях обеспечения верификации сведений, предоставляемых производителями, импортерами товаров и утилизаторами, представляется целесообразным также использование различного рода статистических отчетностей (по затратам, по произведенной продукции, по обращению с отходами), в отношении импортируемых товаров - информации, подаваемой ФТС России, а также информации о производстве и реализации упаковки.

Для формирования качественной статистики необходимо обеспечить дополнение Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) новыми видами деятельности по обращению с отходами и детализации произведенной продукции в части упаковки в целях учета производимых товаров в упаковке и упаковки.

В случае установления фактов предоставления оператору недостоверных сведений о сборе и утилизации отходов к таким организациям должны применяться меры административного воздействия, а также лишение утилизаторов возможности получать средства экологического сбора. В рамках информационной системы необходимо вести реестр таких недобросовестных утилизаторов.