V. Целевая модель долгосрочного тарифного регулирования Основные подходы к обеспечению долгосрочности

V. Целевая модель долгосрочного тарифного регулирования

Основные подходы к обеспечению долгосрочности

Целевая модель долгосрочного тарифного регулирования будет базироваться на регуляторном стимулировании оптимизации операционных издержек и повышении внутренней эффективности регулируемых организаций, в первую очередь за счет привлечения инвестиций в обновление и модернизацию инфраструктуры и соответствующего улучшения технико-экономического состояния производственных мощностей.

Основные параметры целевой модели включают в себя:

1) запрет пересмотра и корректировки цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением закрытого перечня оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Пересмотр и корректировка цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования на основании указанного перечня производится в следующем долгосрочном периоде регулирования с учетом фактических данных за предшествующий долгосрочный период регулирования;

2) создание правовых механизмов, гарантирующих сохранение в распоряжении регулируемых организаций всей дополнительной прибыли (экономии), полученной в результате осуществления организацией регулируемой деятельности, проведения мероприятий по модернизации инфраструктуры, внедрения новых технологий и сокращения неэффективных расходов при достижении ими плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности (в том числе в целях направления указанной экономии на мероприятия инвестиционного характера);

3) нормативное обеспечение учета ключевых объективных условий функционирования компаний, таких как масштаб деятельности, обеспеченность собственными ресурсами, фактическое состояние инфраструктуры и технические возможности оптимизации;

4) нормативное закрепление долгосрочных гарантий возврата и доходности инвестиций (в том числе за счет достигаемых в результате реализации проектов эффектов (дополнительной прибыли) для потребителей), формирование стабильного инвестиционного цикла регулируемых организаций, с ориентацией на применение российских материалов и технологий в проектах модернизации инфраструктуры;

5) установление целевых параметров роста операционной и инвестиционной эффективности по итогам первого (пилотного) этапа реализации целевой модели тарифного регулирования (в том числе, темпа сокращения операционных расходов, уменьшения износа, доли ветхих сетей);

6) создание Единой тарифной платформы, обеспечивающей прозрачность и эффективность тарифного регулирования, последовательную реализацию требований 1 - 4 настоящей целевой модели.

Реализация определенных настоящей Концепцией принципов и сформулированных выше параметров целевой модели осуществляется на основе применения следующих подходов:

синхронизации схем объектов инфраструктуры регулируемых организаций, градостроительных планов (с учетом возможности дополнительной загрузки свободных мощностей), программ комплексного развития территорий, инвестиционных и других целевых программ с разными источниками финансирования, направленных на модернизацию и развитие инфраструктуры, балансов производства и потребления в долгосрочной перспективе и сокращения оснований их изменения (пересмотра) в целях обеспечения комплексного решения вопросов, связанных с модернизацией и повышением эффективности инженерной инфраструктуры регионов и, как следствие, принятия взаимоувязанных технических, тарифных и инвестиционных решений на региональном уровне;

обеспечения исполнения требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в том числе в рамках реализации национальных проектов) и от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" в части внедрения интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) как для населения, так и для юридических лиц;

повышения качества работы и ответственности органов местного самоуправления, органов власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в вопросах поддержания корректности и актуального состояния схем объектов инфраструктуры регулируемых организаций и программ комплексного развития территорий, разработки, корректировки и утверждения (согласования, заключения) концессионных соглашений, инвестиционных и других целевых программ с разными источниками финансирования, направленных на модернизацию и развитие инфраструктуры, а также контроля за их исполнением, обеспечения стабильного гарантированного прогнозного объема потребления энергоресурсов, в том числе путем расчета нормативов потребления коммунальных услуг (ресурсов), максимально приближенных к реальному потреблению;

обеспечения доступа к данным о деятельности регулируемых организаций, прозрачности указанных сведений, а также возможности беспрепятственного поиска соответствующей информации и доступа к ней для потребителей и заинтересованных лиц посредством цифровизации механизмов раскрытия информации по аналогии с уже существующими в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами;

снижения барьеров для доступа на регулируемые рынки новых участников в целях стимулирования привлечения инвестиций, современного высокотехнологичного оборудования и систем управления (в том числе трудовыми и материальными ресурсами), включая совершенствование законодательства, регламентирующего порядок передачи прав на объекты государственного и муниципального имущества в целях устранения барьеров, препятствующих входу на соответствующий товарный рынок;

утверждения плановых показателей надежности, качества и энергетической эффективности с положительной динамикой в долгосрочной перспективе при разработке, корректировке и утверждении (заключении) программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций, концессионных соглашений, инвестиционных и других целевых программ с разными источниками финансирования, направленных на модернизацию и развитие инфраструктуры;

установления коэффициентов повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в качестве постоянных параметров долгосрочного тарифного регулирования;

установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций и цен (тарифов) на период действия концессионного соглашения;

установления мер ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение мероприятий инвестиционных программ, учтенных при установлении тарифа, в том числе за несвоевременное представление отчетов об их выполнении;

согласования применения оснований для превышения предельных индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на весь период выполнения мероприятий заключенного концессионного соглашения и (или) утвержденной инвестиционной программы регулируемой организации;

выстраивания и развития системы мер государственной поддержки регулируемых отраслей экономики, в том числе посредством разработки и реализации национальных проектов.