II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям при осуществлении надзора

9. При осуществлении надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).

10. Контролирующий орган при осуществлении надзора относит объекты надзора, указанные в подпункте "а" пункта 6 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска:

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) низкий риск.

11. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица), требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (далее - обязательные требования), объекты надзора относятся к группам тяжести "А", "Б", "В" и "Г".

12. К группе тяжести "А" относятся:

а) деятельность по перевозке опасных грузов;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части сохранности автомобильных дорог.

13. К группе тяжести "Б" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок);

б) деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;

в) деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;

г) деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, а также по размещению владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

14. К группе тяжести "В" относятся следующие виды деятельности:

а) деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);

б) деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями.

15. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.

16. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований объекты надзора разделяются на группы вероятности "1", "2", "3" и "4".

17. К группе вероятности "1" относятся объекты надзора при наличии вступившего в законную силу в течение 2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением наказания контролируемому лицу (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу) за совершение при выполнении им трудовых функций преступления или административного правонарушения, которые повлекли наступление аварийного события, следствием которого стало причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.

18. К группе вероятности "2" относятся объекты надзора при наличии вступившего в законную силу в течение 2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением контролируемому лицу наказания (или решения (постановления) о назначении контролируемому лицу административного наказания) за совершение при выполнении им трудовых функций преступления или административного правонарушения, которые повлекли наступление аварийного события, не повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения п. 19 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081) в части решений (постановлений) о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные ч. 3 и 6 ст. 13.19.5 КоАП РФ, применяются с 01.03.2025.

19. К группе вероятности "3" относятся объекты надзора, в отношении которых вступили в законную силу в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, 15 и более решений (постановлений) о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 11.23, 11.31, частями 2 - 11 статьи 12.21.1, статьями 12.21.2, 12.21.3, 12.23, 12.25, 12.31.1, частями 1 - 6 статьи 13.19.5, 14.1, 14.1.2, 14.43, 14.44 - 14.45, частями 1 и 15 статьи 19.5 и статьями 19.7, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением административного наказания в виде предупреждения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. К группе вероятности "4" относятся объекты надзора при отсутствии вынесенных в отношении контролируемых лиц приговоров суда и (или) менее 15 решений (постановлений) по статьям, указанным в пункте 19 настоящего Положения.

21. При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска или группам тяжести, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска или группам тяжести.

Для целей применения настоящего Положения под аварийным событием понимаются дорожно-транспортные происшествия, следствием которых стали причинение вреда жизни и (или) здоровью людей и (или) материальный ущерб.

22. Тяжесть потенциальных негативных последствий и вероятность несоблюдения контролируемым лицом при осуществлении лицензионных требований к перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежат отнесению к следующим категориям риска:

а) в случае, если показатель риска составляет свыше 20 баллов или в отношении лицензиата вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, - высокий риск;

б) в случае, если показатель риска составляет от 12 до 20 баллов, - значительный риск;

в) в случае, если показатель риска составляет от 3 до 12 баллов, - средний риск;

г) в случае, если показатель риска составляет менее 3 баллов, - низкий риск.

23. Показатель риска (баллов) (R) определяется по формуле:

00000001.wmz

где:

N1 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении должностных обязанностей) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.23, 11.31, 11.32, 11.33, 12.1, частью 2 статьи 12.3, статьями 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, статьями 12.15, 12.16, 12.18, частью 4 статьи 12.23, статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 и частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

A - среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска;

N 2 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, постановлений о назначении административного наказания лицензиату (его должностным лицам и работникам при осуществлении ими должностных обязанностей) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

N 3 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьями 238, 264 и 294 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При определении показателя риска учитываются постановления о назначении административного наказания и обвинительные приговоры суда, вступившие в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню предоставления лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензия).

В случае если до предоставления лицензии лицензиат не выполнял перевозки пассажиров и иных лиц автобусами, показатель риска принимается равным нулю.

24. Среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска (A), определяется по формуле:

00000002.wmz

где:

Ap - суммарное количество автомобиле-дней пребывания автобусов во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска, определенное лицензирующим органом на основании сведений об автобусах, включенных в реестр лицензий. В указанное количество не включаются автомобиле-дни автобусов, со дня проведения последнего технического осмотра которых прошло более 6 месяцев;

Dк - количество дней в одном календарном году, предшествующем дню принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска.

25. Отнесение деятельности объекта надзора к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности по матрице согласно приложению.

26. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении объектов надзора, указанных в абзацах втором, четвертом - седьмом подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, в зависимости от присвоенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется со следующей периодичностью:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

(см. текст в предыдущей редакции)

высокий риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 2 года, или один инспекционный визит в 2 года;

значительный риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 4 года, или один инспекционный визит в 3 года;

средний риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один выборочный контроль в 6 лет, или один инспекционный визит в 4 года.

В отношении объектов надзора, указанных в абзаце третьем подпункта "а" пункта 6 настоящего Положения, проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с периодичностью, установленной пунктом 78 настоящего Положения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.04.2022 N 607)

В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

27. В отношении объектов надзора, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 6 настоящего Положения, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

28. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые в рамках государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации, государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения, государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках надзора.