<Письмо> ФАС России от 09.07.2020 N ИА/57863/20 "О направлении информации по вопросу применения главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с подготовленными ФАС России разъяснениями от 23.06.2020 N ИА/52730/20"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 июля 2020 г. N ИА/57863/20

О НАПРАВЛЕНИИ

ИНФОРМАЦИИ ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"

В СООТВЕТСТВИИ С ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ФАС РОССИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯМИ ОТ 23.06.2020 N ИА/52730/20

Федеральная антимонопольная служба в целях поддержки учреждений культуры, спорта, науки и образования, а также предприятий - субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих оказание услуг в соответствующих сферах, направляет разъяснения о применении антимонопольного законодательства по вопросу передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за организациями культуры (театрами, концертными залами) и физкультурно-спортивными организациями, в рамках рассмотрения заявлений о даче согласия антимонопольного органа на предоставление государственных и муниципальных преференций в порядке главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривается ряд исключений, при которых допускается заключение договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов.

Например, частью 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции закреплена возможность заключения таких договоров между государственными или муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с организациями общественного питания, медицинскими и физкультурно-оздоровительными организациями.

Также из содержания пункта 9 части 1 и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции следует, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в порядке, установленном главой 5 указанного Федерального закона, регулирующей основания и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, в том числе, в целях развития образования и науки (пункт 2 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции), развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей (пункт 6 части I статьи 19 Закона о защите конкуренции), а также развития физической культуры и спорта (пункт 7 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

По мнению ФАС России, привлечение сторонних организаций для обеспечения общественного питания, реализации печатной и сувенирной продукции, медицинского обслуживания для организаторов мероприятий, сотрудников и учащихся научных и образовательных учреждений, сотрудников и посетителей учреждений культуры и спорта, зрителей и иных лиц, принимающих непосредственное участие в организации и проведении мероприятий в соответствующих сферах, может осуществляться путем предоставления государственной или муниципальной преференции в указанных целях при условии, что помещения для оказания услуг и реализации товаров находятся внутри объекта науки, образования, культуры, спорта.

При наличии необходимой информации и подтверждающих документов антимонопольный орган в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции принимает решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничений, содержащих указание на срок предоставления государственной или муниципальной преференции, не превышающий 5 лет, а также на недопустимость передачи прав в отношении недвижимого имущества, полученного на основании такой преференции, иным лицам.

С целью получения дополнительных консультаций о механизмах применения антимонопольного законодательства для поддержки социальнозначимых сфер органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут обратиться в территориальные управления или центральный аппарат ФАС России.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ