Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Основные функции МЧС России

7. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает предложения по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также в области пожарной безопасности;

2) организует разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования в части, касающейся компетенции МЧС России, и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) осуществляет контроль за разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;

4) организует работу по предупреждению пожаров и их тушению, руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, координирует деятельность ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также объединений пожарной охраны;

5) является органом государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии;

6) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

7) осуществляет координацию деятельности и взаимодействия компонентов военной организации при решении задач обеспечения обороноспособности и безопасности государства в области гражданской обороны;

8) участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

9) участвует в разработке Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, обеспечивает осуществление мероприятий в части, касающейся гражданской обороны и оперативного оборудования территорий;

10) организует по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирование действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, организует в установленном порядке подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

11) обеспечивает боевую и мобилизационную готовность войск гражданской обороны, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

12) осуществляет по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации текущее и перспективное планирование мобилизационного развертывания войск гражданской обороны и воинских частей Государственной противопожарной службы в военное время;

13) определяет потребность войск гражданской обороны, Государственной противопожарной службы и поисково-спасательных формирований МЧС России в специалистах и организует их подготовку в образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях, осуществляет в установленном порядке подготовку кадров для соответствующих органов иностранных государств, а также для ведомственной и добровольной пожарной охраны, объединений пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности;

14) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке органы управления, спасательные центры, отдельные бригады, воинские части и подразделения войск гражданской обороны, органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы, в том числе территориальные, поисково-спасательные учреждения и организации МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации их комплектование личным составом, производит тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организует их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения;

15) координирует в установленном порядке деятельность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также организует и проводит в установленном порядке аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

16) организует финансовое обеспечение региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войск гражданской обороны; Государственной противопожарной службы; поисково-спасательных учреждений и иных находящихся в ведении МЧС России организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

17) осуществляет обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) осуществляет в пределах своей компетенции предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

19) организует работу по предупреждению пожаров и их тушению в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на особо важных и режимных объектах;

20) в установленном порядке создает, реорганизует и ликвидирует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями подразделения Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;

21) участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

22) разрабатывает и представляет в установленном порядке проект плана гражданской обороны, вносит в установленном порядке предложения о введении в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;

23) устанавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, представляет в установленном порядке предложения по уточнению перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне;

24) создает и поддерживает в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны МЧС России, участвует в создании и контролирует работу территориальных систем оповещения гражданской обороны, осуществляет контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

25) осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов создания гражданских организаций гражданской обороны, а также методическое руководство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке гражданских организаций гражданской обороны и обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

26) организует в установленном порядке разработку федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне;

27) осуществляет организационно-методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также контроль в этой области;

28) осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также контроль в этой области;

29) участвует в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;

30) осуществляет на федеральном уровне управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также руководство функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

31) осуществляет методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

32) организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации в области соблюдения требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, осуществляет надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ);

33) устанавливает порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов, участвует в установленном порядке в декларировании безопасности гидротехнических сооружений, в пределах своей компетенции дает заключения по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

34) участвует в установленном порядке в экспертизе деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, а также в пределах своей компетенции в работах по сертификации, стандартизации и метрологии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

35) ведет в установленном порядке реестр подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);

36) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организует и координирует работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, а также разработку и внедрение в установленном порядке показателей степени риска на объектах экономики и территориях;

37) является в установленном порядке государственным заказчиком по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения;

38) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;

39) осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

40) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

41) организует в установленном порядке подготовку должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

42) участвует в подготовке работников мобилизационных органов;

43) осуществляет методическое руководство, координацию и контроль при решении вопросов в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, касающихся подготовки населения;

44) осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

45) согласовывает в установленном порядке номенклатуру и нормы накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также размещение этих материальных ценностей на территории Российской Федерации;

46) участвует в подготовке предложений по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласовывает предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по выпуску из государственного резерва этих материальных ценностей;

47) организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения, разработку методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, а также участвует в выработке мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях;

48) подготавливает в установленном порядке предложения о финансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и участвует в осуществлении контроля за использованием выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;

49) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об оказании за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;

50) осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

51) является государственным заказчиком по проектированию и строительству для федеральных нужд объектов, связанных с основной деятельностью МЧС России (включая создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение зданий, сооружений и их комплексов), осуществляет ремонт и эксплуатацию основных фондов указанных объектов;

52) разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по управлению государственной собственностью, находящейся в оперативном управлении МЧС России;

53) организует деятельность авиации МЧС России, а также сил МЧС России во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

54) осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также поддержку международных гуманитарных проектов, программ и операций;

55) организует в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирование и доставку гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств, а также эвакуацию граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

56) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также участвует в развитии специальной связи;

57) участвует в пределах своей компетенции в предупреждении террористической деятельности и ликвидации последствий террористических актов;

58) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

59) информирует население через средства массовой информации и по иным каналам о положении в области защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, приемах и способах защиты населения, проводит пропаганду в области пожарной безопасности;

60) организует поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

(пп. 60 введен Указом Президента РФ от 28.08.2003 N 991)

61) организует и осуществляет надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также руководит деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.

(пп. 61 введен Указом Президента РФ от 28.08.2003 N 991)